Типичные ошибки в сочинении
Речевое оформление сочинения учитывается в критерии №5 «Грамотность». Самые типичные ошибки, которые часто встречаются в сочинениях, можно сгруппировать следующим образом
Типы ошибок
Фактические ошибки
Фактическая ошибка — это искажение информации о событиях, предметах, лицах, упоминаемых в тексте сочинения.
№
|
Вид ошибки
|
Пример
|
1
|
Искажение жизненных фактов (фактов биографии автора, дат, событий, авторства произведений и т.д.)
|
Живя за границей, Пушкин ни на минуту не забывал о родине. (Пушкин никогда не бывал за границей)
|
2
|
Искажение информации художественного произведения (названий, имён героев и т.д.)
|
В романе «Отцы и дети» И.С. Тургенев рассказывает о Никите Кирсанове, который примкнул к нигилистам. (Речь идёт об АркадииКирсанове)
|
3
|
Неверная интерпретация событий, упоминаемых в тексте произведения
|
Когда вернулся Тихон, Катерина проговорилась ему и свекрови о своих встречах с Борисом. (Катерина прилюдно кается в своём грехе, а слово проговориться означает «нечаянно сказать то, чего не следовало говорить»)
|
Речевые ошибки
Речевая ошибка — это нарушение норм употребления и сочетаемости слова.
№
|
Вид ошибки
|
Пример
|
1.
|
Употребление слова в несвойственном ему значении
|
Если мы обратимся к творчеству Толстого, то и там можно найти происки патриотизма.
|
2.
|
Нарушение лексической сочетаемости слов
|
Кабаниха старается казаться добродетельной и несколько праведнойженщиной.
|
3.
|
Смешение паронимов
|
Детство Максима Горького прошло в бедноте.
|
4.
|
Неразличение синонимичных слов
|
Рабочие за свой труд получали жалкую плату, которой не хватало даже на корм.
|
5.
|
Употребление слов иной стилистической окраски
|
Кулигин поначитался стихов Ломоносова и Державина.
|
6.
|
Неоправданное употребление просторечных, жаргонных слов
|
Плюшкин зациклился на почве жадности.
|
7.
|
Употребление лишних слов
|
Иван Денисович привык беречь каждую минуту времени.
|
8.
|
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
|
Писатель подробно описывает своего героя.
|
9.
|
Неоправданное повторение слова
|
Автор создаёт образ столичного города. Автор показывает людей, погружённых в будничную суету.
|
10.
|
Ошибки при употреблении фразеологизмов
|
Глава «Сон Обломова» играет большое значение в художественной структуре романа.
|
11.
|
Неудачное употребление местоимений
|
Это произведение написал В. Астафьев. В нём затрагивается множество актуальных проблем.
|
Грамматические ошибки
Грамматическая ошибка — это ошибка в структуре языковой единицы: в структуре слова, словосочетания или предложения. Такие ошибки связаны с нарушением какой-либо грамматической нормы — словообразовательной, морфологической, синтаксической.
№
|
Вид ошибки
|
Примеры
|
1
|
Ошибочное словообразование
|
Упрямость вместо упрямство, надсмехаться вместо насмехаться.
|
2
|
Ошибочное образование формы существительного
|
Земные недры вместо недра, опытные шофера вместо шофёры.
|
3
|
Ошибочное образование формы прилагательного
|
Более ярче вместо более яркий, самый важнейший вместо
самый важный.
|
4
|
Ошибочное образование формы числительного
|
Более пятиста вместо пятисот.
|
5
|
Ошибочное образование формы местоимения
|
Ихней помощи вместо их помощи.
|
6
|
Ошибочное образование формы глагола, причастия, деепричастия
|
Заказует вместо заказывает, ездиют вместо ездят, накормящий
вместо кормящий или накормивший.
|
7
|
Нарушение согласования
|
Я благодарен людям, воспитавших в себе «талант доброты» (правильно: людям, воспитавшим в себе...).
|
8
|
Нарушение управления
|
Я хочу привести к примеру Петра I (правильно: привести в пример). Многие люди не имеют своё мнение (правильно: не имеют своего мнения).
|
9
|
Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
|
Все, кто совершают подвиги, следуют зову сердца (правильно: Все, кто совершает...).
|
10
|
Нарушение способа выражения сказуемого в отдельных конструкциях
|
Все были рады, счастливы и весёлые (правильно: ... и веселы).
|
11
|
Ошибки в построении предложения с однородными членами
|
Автор не только осуждает жестокость, а также
призывает нас делать добро (неправильная пара союзов; правильно: не только, но и).
|
12
|
Ошибки в построении предложения с деепричастным оборотом
|
Вернувшись домой, мне вспомнилась эта история (действие, обозначаемое деепричастием, должно относиться к подлежащему: Вернувшись домой, я вспомнил эту историю).
|
13
|
Ошибки в построении предложения с причастным оборотом
|
Поставленная проблема автором очень актуальна (правильно: проблема, поставленная автором или поставленная автором проблема).
|
14
|
Ошибки в построении сложного предложения
|
Рассказ написан Александром Солженицыным, в котором поднимается важная проблема...
(правильно: В рассказе Александра Солженицына поднимается важная проблема...)
|
15
|
Смешение прямой и косвенной речи
|
Не случайно герой говорит, что я никогда не прячусь за
чужими спинами. (правильно: Не случайно герой говорит,
что он никогда не прячется за чужими спинами.)
|
Часто причиной грамматических ошибок, особенно нарушения согласования, является невнимательность при переписывании текста. Необходимо правильно распланировать время, чтобы внимательно перечитать текст сочинения и внести необходимые исправления.
|