Прочитайте текст и выполните задания.
Мамины руки
Такой это был несчастный, нехороший день! С утра до вечера Маша капризничала, ссорилась с бабушкой, в комнате убираться не стала, читать не училась, в тетрадку ничего не писала, а только сидела в углу и хлюпала носом.
Вечером мама пришла, и бабушка ей пожаловалась: целый, мол, день капризничает девчонка и никакого сладу с ней нет. Мама спросила:
- Что же с тобой, дочка, делается? Ты не больна ли? - и положила Маше на лоб свою руку.
Руки у мамы были удивительные: сухие, чуть шершавенькие, но такие лёгкие и добрые. На этот раз Маша только головой мотнула и стряхнула с себя мамины руки.
- Фу, - сказала она. - Фу, мамочка! Какие у тебя руки нехорошие.
- Ну вот, - удивилась мама. - Столько лет жили-дружили, а теперь стала нехороша. Чем же тебе, дочка, мои руки сегодня не понравились?
- Жёсткие, - ответила Маша. - Царапаются.
Мама посмотрела на свои руки, Маше показалось, - грустно.
- Руки обыкновенные, - сказала мама. - Рабочие руки. Ничего уж с ними не поделаешь.
Встала и ушла в ванную мыться и заперлась на крючок. Маше так вдруг стало жалко маму. Она уже хотела бежать за ней, бабушка не пустила.
- Сиди! - сказала бабушка грозно. - Сиди! Мать обидела ни за что. Руки у твоей матери золотые, это все знают. Материными руками добра сделано - на десять таких, как ты, хватит: полотном, которое мать наткала, полземли устлать можно. Даром, что молода, а сноровиста. Мать у тебя не белоручка, работница, плохого в том нет. Станешь к станкам на материно место - дай тебе бог такой быть, обидчица!
- Я её обидеть не хотела, - сказала Маша плача.
- Не хотела, да обидела, - сказала бабушка. - Так тоже бывает. За языком поглядывай. Руки у твоей матери верно, что жёсткие, а вот сердце мягкое... Я бы на её месте тебе как полагается всыпала, горячих... Надрала бы уши.
Мама вернулась и услышала, как бабушка ворчит, а Маша плачет, и сразу не разобралась, в чём дело.
- Не стыдно тебе ещё и бабушку обижать, - сказала она. - Сердце у
бабки отходчивое. Я бы на её месте...
- Знаю, знаю! - закричала Маша неожиданно весело и бросилась к матери
целоваться и обниматься. - Знаю...
- Ничего ты не знаешь, - сказала мама. - А если знаешь, говори.
- Знаю, - сказала Маша. - Ты бы на бабушкином месте надрала мне уши. Я твои руки обидела.
- Ну и надеру, - сказала мама. - Чтоб не обижала.
- Бабушка говорила, - сказала Маша из угла, - что если бы она была на твоём месте, то надрала бы. А на своём - вы обе не можете. Бабушка и мама переглянулись и засмеялись.
Часть А
- Где, в каком месте происходят события, описанные в тексте?
- в школе
- на улице
- дома
2. Как зовут главную героиню?
1) Даша
2) Саша
3) Маша
- Сколько персонажей в произведении?
- 3
- 2
- 4
- В какое время суток пришла мама?
- утром
- днём
- вечером
- Какие слова Маши обидели маму?
- «Фу, мамочка, какие у тебя руки не хорошие!.. Жёсткие… Царапаются».
- «Ты бы на бабушкином месте надрала мне уши».
- «Я ведь твои руки обидела».
- Из ряда словосочетаний выбери образное выражение.
- рабочие руки
- руки чуть шершавенькие
- золотые руки
- Какое значение автор вкладывает в это образное выражение?
- руки из золота
- красивые руки
- умелые руки
- Отметь пословицу, передающую главную мысль текста.
- Не в свои сани не садись.
- Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
- Умей ошибиться, умей и исправиться.
Часть Б
- Как автор показал демонстрацию Маши бабушке дурного настроения? Восстанови последовательность слов и сочетаний слов из текста.
А) сидела и хлюпала
Б) капризничала
В) ничего не писала
Г) ссорилась
Д) читать не училась
Е) убираться не стала
Ответ:__________________________________________________________
- Как автор показал раскаяние, Машино отношение к маме? Восстанови последовательность слов и сочетаний слов.
А) хотела бежать за ней (мамой)
Б) бросилась целоваться и обниматься
В) закричала неожиданно весело
Ответ:__________________________________________________________
- Выпиши из текста образные определения к слову сердце
Ответ:__________________________________________________________
- Восстанови верную последовательность пунктов плана прочитанного текста.
А) Мир в доме
Б) Желание Маши загладить свою вину
В) Машины капризы с утра до вечера
Г) Обидные слова маме
Д) Отповедь бабушки
5. Каким положительным качеством обладает Маша?
Ответ:__________________________________________________________
6. Придумай свой заголовок к тексту.
Ответ:__________________________________________________________
|