Главная » Файлы » Мои файлы

Нулевой срез знаний 5 КЛАСС
10.09.2015, 00:25

Прочитайте текст и выполните задания.

                                                                   Мамины руки

           Такой это был несчастный, нехороший день! С утра до вечера Маша капризничала, ссорилась с бабушкой, в комнате убираться не стала, читать не училась, в тетрадку ничего не писала, а только сидела в углу и хлюпала носом.
          Вечером мама пришла, и бабушка ей пожаловалась: целый, мол, день капризничает  девчонка и никакого сладу с ней нет. Мама спросила:
      - Что же с тобой, дочка, делается? Ты не больна ли? - и положила Маше на лоб свою руку.
        Руки у мамы были удивительные: сухие, чуть шершавенькие, но такие лёгкие и добрые. На этот раз Маша только головой мотнула и стряхнула с себя мамины руки.
        - Фу, - сказала она. - Фу, мамочка! Какие у тебя руки нехорошие.
         - Ну вот, - удивилась мама. - Столько лет жили-дружили, а теперь стала нехороша. Чем же тебе, дочка, мои руки сегодня не понравились?
         - Жёсткие, - ответила Маша. - Царапаются.
          Мама посмотрела на свои руки, Маше показалось, - грустно.
          - Руки обыкновенные, - сказала мама. - Рабочие руки. Ничего уж с ними не поделаешь.
          Встала и ушла в ванную мыться и заперлась на крючок. Маше так вдруг стало жалко маму. Она уже хотела бежать за ней, бабушка не пустила.
         - Сиди! - сказала бабушка грозно. - Сиди! Мать обидела ни за что. Руки у твоей матери золотые, это все знают. Материными руками добра сделано - на десять таких, как ты, хватит: полотном, которое мать наткала, полземли устлать можно. Даром, что молода, а сноровиста. Мать у тебя не белоручка, работница, плохого в том нет. Станешь к станкам на материно место - дай тебе бог такой быть, обидчица!
             - Я её обидеть не хотела, - сказала Маша плача.
             - Не хотела, да обидела, - сказала бабушка. - Так тоже бывает. За языком поглядывай. Руки у твоей матери верно, что жёсткие, а вот сердце мягкое... Я бы на её месте тебе как полагается всыпала, горячих... Надрала бы уши.
              Мама вернулась и услышала, как бабушка ворчит, а Маша плачет, и сразу не разобралась, в чём дело.
            - Не стыдно тебе ещё и бабушку обижать, - сказала она. - Сердце у
бабки отходчивое. Я бы на её месте...
             - Знаю, знаю! - закричала Маша неожиданно весело и бросилась к матери
целоваться и обниматься. - Знаю...
             - Ничего ты не знаешь, - сказала мама. - А если знаешь, говори.
             - Знаю, - сказала Маша. - Ты бы на бабушкином месте надрала мне уши. Я твои руки обидела.
              - Ну и надеру, - сказала мама. - Чтоб не обижала.
              - Бабушка говорила, - сказала Маша из угла, - что если бы она была на твоём месте, то надрала бы. А на своём - вы обе не можете. Бабушка и мама переглянулись и засмеялись.

 

Часть А

  1. Где, в каком месте происходят события, описанные в тексте?
  1. в школе
  2. на улице
  3. дома

 

       2. Как зовут главную героиню?

       1) Даша

       2) Саша

       3) Маша

 

  1. Сколько персонажей в произведении?
  1. 3
  2. 2
  3. 4

 

  1. В какое время суток пришла мама?
  1. утром
  2. днём
  3. вечером

 

  1. Какие слова Маши обидели маму?
  1. «Фу, мамочка, какие у тебя руки не хорошие!.. Жёсткие… Царапаются».
  2. «Ты бы на бабушкином месте надрала мне уши».
  3. «Я ведь твои руки обидела».

 

  1. Из ряда словосочетаний выбери образное выражение.
  1. рабочие руки
  2. руки чуть шершавенькие
  3. золотые руки

 

  1. Какое значение автор вкладывает в это образное выражение?
  1. руки из золота
  2. красивые руки
  3. умелые руки

 

  1. Отметь пословицу, передающую главную мысль текста.
  1. Не в свои сани не садись.
  2. Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
  3. Умей ошибиться, умей и исправиться.

 

 

 

 

 

Часть Б

  1. Как автор показал демонстрацию Маши бабушке дурного настроения? Восстанови последовательность слов и сочетаний слов из текста.

А) сидела и хлюпала

Б) капризничала

В) ничего не писала

Г) ссорилась

Д) читать не училась

Е) убираться не стала

Ответ:__________________________________________________________

 

  1. Как автор показал раскаяние, Машино отношение к маме? Восстанови последовательность слов и сочетаний слов.

А) хотела бежать за ней (мамой)

Б) бросилась целоваться и обниматься

В) закричала неожиданно весело

Ответ:__________________________________________________________

 

  1. Выпиши из текста образные определения к слову сердце

Ответ:__________________________________________________________

 

  1. Восстанови верную последовательность пунктов плана прочитанного текста.

А) Мир в доме

Б) Желание Маши загладить свою вину

В) Машины капризы с утра до вечера

Г) Обидные слова маме

Д) Отповедь бабушки

 

5. Каким положительным качеством обладает Маша?

Ответ:__________________________________________________________

 

6. Придумай свой заголовок к тексту.

Ответ:__________________________________________________________

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: rainbow
Просмотров: 1289 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Сайт учителя русского языка и литературы Васильевой М.А.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0