|
|
С той минуты, как я узнал, что Пушкин в изгнании, во мне зародилась мысль непременно навестить его.
Проведя праздник у отца в Петербурге, после крещения я поехал в Псков. Погостил у сестры несколько дней и от нее вечером пустился из Пскова; к утру следующего дня уже приближался к желаемой цели. Свернули мы, наконец, с дороги в сторону, мчались среди леса по гористому проселку – все мне казалось не довольно скоро!
Кони несут среди сугробов. Скачем опять в гору извилистой тропой; вдруг крутой поворот, и как будто неожиданно вломились с маху в притворённые ворота.
Я оглядываюсь: вижу на крыльце Пушкина. Не нужно говорить, что тогда во мне происходило. Выскакиваю из саней и тащу его в комнату. Смотрим друг на друга, целуемся, молчим!
Все это происходило на маленьком пространстве. В этой небольшой комнате помещалась кровать его с пологом, письменный стол, диван, шкаф с книгами. Во всем поэтический беспорядок.
Пушкин показался мне несколько серьезнее прежнего, сохраняя, однако ж, ту же веселость. Он, как дитя, был рад нашему свиданию. Прежняя его живость во всем проявлялась в каждом воспоминании. Наружно он мало переменился, оброс только бакенбардами.
Среди разговора внезапно он спросил меня: что о нем говорят в Петербурге и в Москве? Я ему ответил, что стихи его приобрели народность во всей России и, наконец, что близкие и друзья любят его, желая искренно, чтобы скорее кончилось его изгнание.
(По И. И. Пущину. Записки о Пушкине)
|
2. Пересказ текста.
8 августа 1824 г. Пушкин приехал в Михайловское – место новой ссылки. Первые месяцы пребывания в Михайловском были необычайно тягостны. Краткие встречи с лицейскими друзьями: И.И. Пущиным, А.А. Дельвигом и А.М. Горчаковым - знакомство с Анной Керн, гостившей в соседнем селе Тригорском, скрасили изгнанничество поэта.
Перескажите прочитанный Вами текст, включив в пересказ размышления лицеиста Ивана Пущина об Александре Пушкине:
«Странное смешение в этом великолепном создании! Никогда не переставал я любить его; знаю, что и он платил мне тем же чувством; но невольно, из дружбы к нему, желалось, чтобы он наконец настоящим образом взглянул на себя и понял свое призвание».
Подумайте, где лучше всего использовать слова И.И. Пущина в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.
У Вас есть 1 минута на подготовку.
Советы для подготовки пересказа
- еще раз прочитайте текст и устно сформулируйте его основную мысль;
- пронумеруйте количество абзацев (запомните: сколько абзацев, столько и микротем!);
- пользуйтесь записями, сделанными во время подготовки к выразительному чтению,
- перескажите текст, логично и уместно включив приведенное высказывание;
- заучивать или записывать цитату, которую нужно вставить в текст, не надо;
- нельзя просто «прилепить» цитату к тексту, она должна быть органично «привязана» к содержанию.
Введение высказывания в текст пересказа: речевые клише
(уместнее ввести предложенное высказывание в конце пересказа):
- удивительно точно об этом человеке (назвать) было сказано известным писателем ФИО… : «высказывание»;
- говоря об этом удивительном человеке, нельзя не вспомнить высказывание ФИО: «высказывание»;
- всё то, о чём мы сейчас говорили, находит подтверждение в словах ФИО, который сказал: «высказывание»;
- оценивая вклад ФИО (имя героя текста) в …, ФИО (автор цитаты) говорил: «высказывание»;
- как утверждал ФИО (автор цитаты), «высказывание»
- ФИО (автор цитаты) считал, что «высказывание» и т.п.
Критерии оценивания чтения вслух и пересказа текста с включением приведенного высказывания
|
Баллы
|
Самооценка/
взаимооценка
|
Интонация
|
|
|
ИЧ
|
Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста.
|
1
|
|
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста.
|
0
|
|
Темп чтения
|
|
|
ТЧ
|
Темп чтения соответствует коммуникативной задаче*.
|
1
|
|
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.
|
0
|
|
П1 |
Сохранение при пересказе микротем текста
|
Баллы
|
|
|
Все основные микротемы исходного текста сохранены.
|
1
|
|
Упущена или добавлена одна или более микротем.
|
0
|
|
П2
|
Работа с высказыванием
|
|
|
|
Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично.
|
1 |
|
Приведенное высказывание включено в текст во время пересказа не уместно и не логично
или
приведенное высказывание не включено в текст во время пересказа.
|
0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
*К основным группам коммуникативных задач относят описание, объяснение, доказательство и убеждение.
|