Главная » Файлы » Мои файлы

Задание 5 ЕГЭ. Лексические нормы. Паронимы. Теоретический материал.
02.06.2020, 16:55

Паронимы – это однокоренные слова, близкие по значению и звучанию. Например, адресант – адресат, грецкий  - греческий, представить – предоставить.

Часто паронимы многозначны; однако в одном контексте паронимы могут быть взаимозаменяемы, а в другом – возможно употребление только одного из них (например, значение «уйти от удара» могут иметь оба паронима – как отклониться от удара, так и уклониться от удара; при этом от прямого ответа можно уклониться, а отклониться – нельзя). В некоторых случаях разные паронимы требуют употребления разных падежей или предлогов (например: оплатить проезд и заплатить за проезд).

Паронимы могут различаться: 

  1. значением или оттенком значения: абонемент (право пользования чем-либо в течение определенного срока) – абонент (обладатель абонемента); будний (не праздничный, рабочий) – будничный (предназначенный для будней, повседневный, обыденный);

  2. лексической сочетаемостью: выплатить (пенсию, зарплату, гонорар, долг) – оплатить (расходы, убытки, проезд);

  3. синтаксической сочетаемостью: оплатить (проезд, телефонные переговоры) – заплатить (за проезд, за телефонные переговоры);

  4. лексико-синтаксической сочетаемостью: надеть (пальто) – одеть (ребенка);

  5. стилистической окраской: мальчиковый (спец.) – мальчишеский (разг.).

 

Типичные ошибки:

Затруднения в выборе слова часто связаны с недостаточно четким разграничением смысловых оттенков или грамматических особенностей близких по звучанию однокоренных слов.

- Смешение паронимов приводит к грубым лексическим ошибкам (Вы уже ходили вешаться?; Я проблудил два часа). Иногда не различают паронимы главный - заглавный, искажая обычно смысл второго из них - «относящийся к заглавию, содержащий заглавие, являющийся заглавием, названием чего-либо».

- Нарушение лексической сочетаемости: красивая и практическая обувь (надо: практичная); напрягая последние усилия (надо: силы); преклонить голову (надо: склонить).

- Замена нужного слова его искаженным словообразовательным вариантом. В разговорной речи вместо прилагательного внеочередной, употребляется неочередной, вместо выдающийся – выдающий. Такие слова образованы вопреки литературно-языковой норме, употребление их свидетельствует о крайне низкой речевой культуре.

- Ошибки в речи могут быть вызваны ложными ассоциациями (…Обязались изготовить дополнительно 50 настилов для экскаваторов столичного метро - эскалаторов. Врач-некролог вылечит вас от алкоголизма - нарколог). Так, иногда путают слова апробировать (лат. approbare), что означает «дать официальное одобрение на основании испытания, проверки», и опробовать (родственное слово проба) - «подвергнуть испытанию до применения».

 

Алгоритм выполнения задания:

  1. Перед тем как приступить к выполнению заданий, необходимо изучить список паронимов (словарик паронимов есть на сайте ФИПИ) . Для того, чтобы правильно подобрать пароним, нужно знать не только само слово, которым вы собираетесь заменить ошибочно употребленное, но и его значение и, самое главное, сочетаемость с другими словами. Поэтому внимательно прочитайте толкование основных значений и примеры лексической сочетаемости. Примеры помогут вам сориентироваться в конкретных предложениях. 

Список паронимов нужно выучить, желательно парами (группой слов).

  1. Внимательно прочитайте все предложения, приведенные в задании. Найдите среди них то, в котором, по вашему мнению, при употреблении выделенного слова допущена ошибка.

  2. Вспомните пароним к ошибочно употребленному.

  3. Определите различия в значениях этих слов. Найти их легко, если подобрать к каждому слова, с которыми они сочетаются, то есть составить с каждым словосочетание.

  4. Подставьте найденное слово в предложение и проверьте, не изменился ли смысл предложения.

 

Книги в помощь:

- словарь паронимов;

- толковый словарь;

- Русский язык. ЕГЭ-2020. Тематический тренинг / Н. А. Сенина, С. В. Гармаш. – Ростов н/Д : Легион, 2019. – С. 521 – 552.   

Категория: Мои файлы | Добавил: rainbow
Просмотров: 350 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Сайт учителя русского языка и литературы Васильевой М.А.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0