Главная » 2012 » Март » 18 » К части "С" ЕГЭ
21:27
К части "С" ЕГЭ

К части «С» ЕГЭ. Пишем сочинение-рассуждение.

Как начать работу?

Виды вступления:
1. Вопросы-стимулы:

Всегда ли мы уважительно относимся друг к другу? Умеем ли мы быть внимательными и терпимыми? Этими вопросами задаются многие, в том числе и Д.С. Лихачев, автор предложенного для анализа текста.

2. Именительный темы:

Хорошее воспитание. Хорошие манеры. Что стоит за этими понятиями? Д.С. Лихачев отвечает на этот вопрос в предложенном для анализа тексте.

3. Предложение-тезис, нуждающийся в доказательстве:

В наше время особенно остро стоит проблема взаимоотношения людей в обществе. Именно ей посвящен текст Д.С. Лихачева.

4. Описание впечатления, вызванного текстом:

Большое впечатление произвел на меня текст Д.С. Лихачева, посвященный проблеме бережного отношения ко всему, что нас окружает.

5. Использование пословиц, поговорок, афоризмов:

Всем известна поговорка: «Не желай другому того, чего не желаешь себе». В ней скрыт глубокий смысл: нужно уважать окружающих нас людей. Именно об этом размышляет Д.С. Лихачев, автор предложенного текста.

Формулировка проблемы текста (К1)

Проблема формулируется после того, как определена идея текста. Зачем автор написал этот текст? Что он хочет сказать своим текстом? К чему привлекает наше внимание? Какой вопрос интересует его? Как он его решает?

Виды проблем:
– Философские (особенности развития природы, общества, мышления).
– Экологические (человек и окружающая среда).
– Социальные (устройство и жизнь общества).
– Политические (государственная власть партии, общественные группы).
– Нравственные (правила поведения, духовные качества человека).
– Исторические (связанные с определенным историческим периодом).
– Психологические (связанные с характером, типом темперамента человека).

Способы формулирования проблем:

Словосочетанием:
Автор размышляет над проблемой (чего?)...
Прочитав текст Д.С. Лихачева, я еще раз убедился, что проблема … актуальна.

Автор текста поднимает проблему…
Проблема, над которой размышляет Д.С. Лихачев, такова:…

В форме вопроса:
Чем должен руководствоваться человек, приобретая хорошие манеры? Над этой проблемой размышляет Д.С. Лихачев.

Комментирование проблемы и выявление авторской позиции (К2, К3)

 Комментарий – это не пересказ! Как отличить комментарий от пересказа? Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои. Комментируя, мы говорим о том, что делает автор, как он выражает свою позицию.

Типы комментирования текста:
– Текстуальный (следование за автором в раскрытии проблемы).
– Концептуальный (интерпретация проблемы текста, ее актуальность).

Основные требования:
– Цель комментирования (для чего?).
– Объект комментирования (комментируется только сформулированная проблема и ее аспекты, а не проблематика всего текста).
– Направленность (комментарий основывается только на тех частях текста, которые заявлены в проблеме и связаны с ней).

Итак, если проблема текста – это вопрос, который задает автор текста, то авторская позиция – это его ответ на вопрос. Как он решает данную проблему? Какие примеры из текста помогают понять нам мнение автора?

Способы формулирования авторской позиции:
Автор считает, что…
Автор глубоко убежден в том, что…
Позиция автора такова:…
Автор убедительно доказывает, что…
Автор анализирует; отмечает; доказывает; подчеркивает…

Согласие или несогласие с мнением автора

Собственное мнение должно быть четко сформулировано в виде тезиса (в этой части работы вы объясняете причину согласия-несогласия) и связано с анализируемой проблемой и позицией автора. Нельзя заявлять формально «я согласен с мнением автора, с автором» и закончить на этом работу. Если вы в чем-то не согласны с автором, то необходимо сказать об этом корректно и обоснованно. В противном случае возникнет впечатление, что ваше несогласие объясняется привычкой оспаривать чужую точку зрения.

Аргументация собственной позиции (К4)

На этом этапе необходимо выразить личную позицию по сформулированной проблеме текста. Она должна заключаться не в провозглашении своего мнения по данному вопросу, а в доказательствах, аргументации, объяснении конкретных причин согласия/несогласия с точкой зрения автора. Следует подобрать к тезису, сформулированному выше, два аргумента (рассуждение или рассуждение с примером), раскрывающие тезис с разных сторон. Аргументы допускается вводить в текст при помощи вводных слов во-первых и во-вторых. Если есть во-первых, то во-вторых должно быть обязательно!

Клише:
Нельзя не согласиться с точкой зрения автора….
Мне близка мысль о том, что….
Я согласен с тем, что…
Я убежден в том, что…
На мой взгляд,…
Разделяю точку зрения автора...
Не могу не согласиться…

                                                             Вывод – заключение

В заключении необходимо вернуться к проблеме, назвать ее, подвести общий итог работы, сформулировать выводы. Все выводы должны быть обоснованы!

Таким образом,…
Итак,...
В заключение можно сказать, что…
Обобщая сказанное, … …и др.

Последний этап работы заключается в проверке работы и исправлении ошибок. Перечитайте текст внимательно. Проверьте логику, связность и последовательность изложения. Убедитесь, что отсутствуют орфографические, фактические, логические, пунктуационные и речевые ошибки.

 

 

 

 

Просмотров: 539 | Добавил: rainbow | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 rainbow  
0
Вниманию учащихся 10-11 классов предлагается материал для работы над сочинением (часть "С" ЕГЭ). Успехов! М.А.

Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Календарь
«  Март 2012  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Сайт учителя русского языка и литературы Васильевой М.А.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0