Вопрос
|
Контекст
|
Обоснование для сопоставления
|
Тема «отцов и детей» в русской литературе
|
В каких произведениях русской классики нашла своё
отражение тема «отцов и детей» и в чём эти произведения перекликаются с
«Тихим Доном» М. Шолохова?
|
А. Грибоедов «Горе от ума» (Молчалин живёт в соответствии
с кодексом, сформулированным его отцом), А. Пушкин «Капитанская дочка» (завет
отца «Береги честь смолоду»), Н. Гоголь «Мёртвые души» (Чичиков претворяет в
жизнь завет отца «Копи копейку»), И. Тургенев «Отцы и дети», Л. Толстой
«Война и мир».
|
Истоки характера и духовного мира центрального образа –
персонажа; конфликт между поколениями и идеологиями; «диалектика»
взаимоотношений «отцов и детей»; общечеловеческая проблематика; семейные и
внесемейные связи; «частная жизнь» и движение истории.
|
Тема творчества в русской литературе
|
В каких произведениях русских писателей затронута тема
творчества и что сближает их с романом М. Булгакова «Мастер и Маргарита»?
|
А. Пушкин «Евгений Онегин» (автор о создании своего
романа), Н. Гоголь «Мёртвые души» (лирическое отступление автора о писателе:
«Счастлив писатель, который...»), С. Довлатов «Чемодан», «Филиал».
|
Авторская рефлексия по поводу собственного творчества;
проблема взаимоотношения художника и толпы, художника и власти; «драма
непонимания; утверждение вдохновенности и свободы творчества; проблема
мастерства; творчество как особая, «иная» реальность, не подчинённая земному
бытию человека; традиция и новаторство в творчестве; средства воплощения
художественной концепции автора.
|
Типы проблемных героев в русской литературе
|
В каких произведениях русских писателей представлены
противоречивые, мятущиеся герои и что их сближает с Печориным из романа М.
Лермонтова «Герой нашего времени»?
|
Ф. Достоевский «Преступление и наказание» (Раскольников),
И. Тургенев «Отцы и дети» (Базаров), М. Шолохов «Тихий Дон» (Мелехов).
|
Социально-философская и нравственная проблематика;
особенности конфликта (внешний – внутренний); трагический характер конфликта между
идеологиями, социальными слоями; психологизм как средство создания
центрального образа – персонажа; соотношение теоретических идей и их
практического выражения; идея гармонии бытия, всеобщего единства на фоне
видимой противоречивости; человечность, гуманизм как главный критерий оценки
мыслительной и практической деятельности человека; авторская позиция и формы
её выражения.
|
Кто из русских писателей изображал
героев-предпринимателей?
|
Н. Гоголь «Мёртвые души» (Чичиков), И. Гончаров «Обломов»
(Штольц), А. Чехов «Вишнёвый сад» (Лопахин), Л. Толстой «Война и мир» (Берг).
|
При всём различии, в характерах названных персонажей можно
выделить черты сходства: движение к цели, деловитость, практическая энергия;
рассудочность, эгоизм, отсутствие «равновесия практических сторон с тонкими
потребностями духа»; отсутствие общественного идеала; замкнутость на
собственных интересах. Авторское стремление «показать физиономию общества»,
поиски «героя времени»; анализ существующих форм жизни; авторская «тоска» по
гармонической, соединяющей духовную и практическую энергию личности, у
которой «ум и сердце вместе».
|
В каких произведениях русской классики изображены герои,
подобные князю Андрею и Пьеру, и что сближает их с героями «Войны и мира»?
|
А. Пушкин «Евгений Онегин», И. Тургенев «Отцы и дети»
(Базаров), Ф. Достоевский «Преступление и наказание» (Раскольников).
|
Главные герои – герои «пути»; персонажи – самоценные
личности; индивидуальное самоутверждение человека губительно для его
личности; «мир романов Достоевского и Толстого <…> строится на
взаимонаправленном движении и заинтересованности друг в друге личности и
народа» (В. Недзвецкий); поиск ответов на «вечные вопросы»; эволюция;
«авторитет» Наполеона для Онегина, Болконского и Раскольникова; движение к
«живой жизни»; своеобразие психологизма; любовь в жизни героев; соотношение
теории и «живой жизни»; слияние различных характеров в общенациональном типе;
приёмы и средства раскрытия центральных образов-персонажей.
|
Кто из русских писателей обращался к теме «маленького
человека»?
|
А. Пушкин «Медный всадник» (Евгений) и «Станционный
смотритель» (Самсон Вырин), М. Лермонтов «Герой нашего времени» (Максим
Максимыч), Н. Гоголь «Шинель» (Акакий Акакиевич Башмачкин), Ф. Достоевский
«Преступление и наказание»(Семён Мармеладов).
|
Обоснования для сопоставления: писатели обращаются к
создания одного и того же типа проблемного героя – «маленького человека»
(социально обиженного, униженного обществом, раздавленного нищетой,
оскорблённого); изображение внутреннего мира «маленького человека»; гуманизм
как основа авторской позиции («…и милость к падшим призывал…»).
|
В каких произведениях русских писателей отображены нравы
чиновников и что сближает эти произведения с пьесой Н. Гоголя «Ревизор»?
|
А. Пушкин «Капитанская дочка», М. Салтыков-Щедрин «История
одного города», В. Маяковский «Прозаседавшиеся», М. Булгаков «Мастер и
Маргарита».
|
Механистичность, «формализованность» поведения чиновников
(оренбургские чиновники в повести «Капитанская дочка»); несовместимость идеи
государственности и идеи человечности; бюрократизм; нарушение нравственных
законов; средства сатирической типизации (М. Салтыков-Щедрин, В. Маяковский,
М. Булгаков): гипербола, гротеск, фантастика.
|
В творчестве каких писателей затрагивалась проблема
«хамелеонства» и в чём их произведения можно сопоставить с «Хамелеоном» А.
Чехова?
|
А. Грибоедов «Горе от ума», Н. Гоголь «Ревизор», А.
Островский «Гроза»
|
А. Грибоедов «Горе от ума» (рассказ о дяде Фамусова
Максиме Петровиче, который сумел обратить абсолютно проигрышную ситуацию
(«…упал, да так, что чуть затылка не пришиб») в выигрышную для себя, нарочно
упав ещё дважды и получив за это «хамелеонство» компенсацию в виде особого
расположения развеселившейся императрицы);
Н. Гоголь «Ревизор» («хамелеонство» проявляется в
поведении чиновников: то, что социально выше, возбуждает подобострастие и
безотчётный страх; страх чиновников перед ревизором организует ход событий в
комедии);
А. Островский «Гроза» (лицемерие и ханжество Кабанихи»
«нищих оделяет, а домашних заела совсем»; прикрываясь религией и заботой о
других, подавляет волю; движима страхом потерять свою власть над
окружающими). Обоснования для сопоставления: «хамелеонство» как способ и
форма существования человека, готового постоянно, в угоду обстоятельствам,
менять свои взгляды на прямо противоположные; почтительность и подобострастие
по отношению к вышестоящим персонам; чинопочитание; страшная сила застывших
норм и представлений, побуждающих человека мыслить и поступать по стандарту;
авторское развенчание ложных представлений; авторская позиция.
|
В каких произведениях русских писателей сатирически
отображены нравы дворян и что сближает их с пьесой Д. Фонвизина «Недоросль»?
|
Н. Гоголь «Мёртвые души», М. Салтыков-Щедрин «Повесть о
том, как один мужик двух генералов прокормил», Н. Некрасов «Кому на Руси жить
хорошо».
|
Изображение невежества и паразитизма правящих классов;
контраст между «живыми» и «мёртвыми душами»; тема обнищания человеческой
души; авторская позиция (обличение); средства сатирической типизации
(«говорящие» фамилии, гипербола, гротеск, элементы фантастики).
|
Кто из русских писателей обращался к теме «недорослей» и в
чём заключается сходство их изображения?
|
Д. Фонвизин «Недоросль», А. Пушкин «Капитанская дочка», И.
Гончаров «Обломов» (сон Обломова).
|
Изображение дворянской семьи; знаки дворянской культуры;
особенности воспитания (юный Петруша Гринёв, подобно Митрофанушке, гоняет по
крышам голубей; бывший французский парикмахер и прусский солдат приезжают в
Россию «учительствовать» и пр.).
Имя Митрофанушки стало нарицательным (так называют молодых
людей, ничего не знающих и ничего не желающих знать и делать). «Недоросль»
Петруша Гринёв оказывается носителем лучших традиций дворянской культуры –
чувства собственного достоинства, чести, верности.
Рисуя ушедшее детство Обломова, автор, с одной стороны,
поднимается до лиризма, а с другой – резко критикует, доходя до сатиры,
отмечая отсутствие у Обломовых духовной жизни, которую им заменяет мир
сказки, легенды, мифа.
|
Что сближает старуху Изергиль с героями рассказанных ею
историй?
|
М. Горький «Старуха Изергиль».
|
Изергиль как героиня романтического произведения несёт в
своём характере «единственное начало», которое считает наиболее ценным: она
уверена, что содержанием всей её жизни была любовь к людям. Такие
«единственные начала», доведённые до максимальной степени, несут и герои
рассказанных ею легенд: Данко воплощает крайнюю степень самопожертвования во
имя любви к людям, Ларра – крайний индивидуализм. Повествуя о Ларре и Данко,
Изергиль говорит и о себе самой. Даже портрет старухи соединяет в себе черты
и Данко, и Ларры. «Я, как солнечный луч, живая была…» – очевидная параллель с
Данко; «сухие губы», «сухая… кожа» – детали, перекликающиеся с чертами облика
Ларры, у которого «солнце высушило… тело, кровь и кости». «Тень» – общий
мотив в описании Ларры и Изергиль. Одиночество – общая судьба и Ларры, и
Изергиль, и Данко. Индивидуализм, доведённый до крайности, равнодушие к
людям, встречавшимся ей на пути (рыбак, маленький турок и др.), сближают
Изергиль с Ларрой, хотя сама старуха о таком сближении не может и помыслить.
|
В каких произведениях русской классики изображены типы
личности, подобные Данко и Ларре?
|
М. Горький «Старуха Изергиль», Ф.М. Достоевский
«Преступление и наказание», А.И. Куприн «Олеся», В.В. Маяковский «Облако в
штанах», Л.Н. Толстой «Война и мир», произведения военной прозы второй
половины XX века.
|
Эгоцентризм Ларры и его превосходство над окружающими
побуждают вспомнить об идее «сверхчеловека» и теории «сильной личности»
Раскольникова, развенчанной автором; альтруизм Данко, его способность
противостоять обстоятельствам, подвиг во имя любви к людям, образ горящего
сердца в какой-то степени отражаются в Сонечке Мармеладовой и Олесе;
лирический герой Маяковского тоже похож на Данко («…вам я / душу вытащу, /
растопчу, / чтоб большая! – / и окровавленную дам, как знамя»), как и Пьер
Безухов с его решимостью «убить Наполеона» и «герои подвига» из произведений
военной прозы второй половины XX века.
|
Человек и война в русской литературе
|
В каких произведениях русской классики звучит тема
человека на войне и что сближает эти произведения с романом Л. Толстого
«Война и мир»?
|
В. Быков «Сотников», В. Гроссман «Жизнь и судьбы», М.
Шолохов «Судьба человека», В. Кондратьев «Сашка» и др.
|
Изображение войны как человеческой трагедии; проблема
нравственного выбора; психологизм; деромантизация, преодоление парадного
представления о войне и воинском подвиге, антиэстетизм; гуманизм; патриотизм.
|
Сатирические образы в русской литературе
|
В каких произведениях русских писателей сатирически
отображены нравы дворян и что сближает их с пьесой Д. Фонвизина «Недоросль»?
|
Н. Гоголь «Мёртвые души», М. Салтыков-Щедрин «Повесть о
том, как один мужик двух генералов прокормил», Н. Некрасов «Кому на Руси жить
хорошо».
|
Изображение невежества и паразитизма правящих классов;
контраст между «живыми» и «мёртвыми душами»; тема обнищания человеческой
души; авторская позиция (обличение); средства сатирической типизации
(«говорящие» фамилии, гипербола, гротеск, элементы фантастики).
|
В каких произведениях русских писателей отображены нравы
чиновников и что сближает эти произведения с пьесой Н. Гоголя «Ревизор»?
|
А. Пушкин «Капитанская дочка», М. Салтыков-Щедрин «История
одного города», В. Маяковский «Прозаседавшиеся», М. Булгаков «Мастер и
Маргарита».
|
Механистичность, «формализованность» поведения чиновников
(оренбургские чиновники в повести «Капитанская дочка»); несовместимость идеи
государственности и идеи человечности; бюрократизм; нарушение нравственных
законов; средства сатирической типизации (М. Салтыков-Щедрин, В. Маяковский,
М. Булгаков): гипербола, гротеск, фантастика.
|
Человек и природа в русской литературе
|
В каких произведениях русских писателей отображены картины
русской природы и что сближает эти произведения с соответствующими страницами
«Евгения Онегина» А. Пушкина?
|
И. Тургенев «Отцы и дети», Л. Толстой «Война и мир», М.
Шолохов «Тихий Дон», В. Астафьев «Царь-рыба», В. Распутин «Прощание с
Матёрой» и др.
|
Соотнесённость природной и человеческой жизни;
психологический параллелизм; пейзаж как средство характеристики героев;
социальный пейзаж; философский пейзаж; натурфилософия; сюжетообразующая
функция пейзажа; символическое значение пейзажа.
|
Тема дуэли в русской литературе
|
Кто из русских писателей обращался к теме дуэли?
|
А. Пушкин «Выстрел» и «Евгений Онегин», М. Лермонтов
«Герой нашего времени», И. Тургенев «Отцы и дети», А. Чехов «Дуэль», А.
Куприн «Поединок».
|
Тема дуэли интересна писателям прежде всего тем, что
позволяет ему создать экстремальную ситуацию, в которой наиболее полно
раскрываются социальный конфликт и характер героя; дуэль как поединок
непохожих характеров и как поединок идей; психологический анализ личности
героя, прошедшего испытание дуэлью.
|
Образ города в русской литературе
|
В каких произведениях русской классики город становится
предметом художественного изображения?
|
А. Пушкин «Медный всадник», Н. Гоголь «Шинель»
(Петербург), Ф. Достоевский «Преступление и наказание», А. Островский «Гроза»
(Калинов), М. Булгаков«Мастер и Маргарита» (Ершалаим, Москва).
|
а) Петербург – «мёртвый», «самый фантастический город»,
наделённый мрачной мистической силой, угнетающий личность. Парадный Петербург
контрастирует с его изнаночной стороной. Этот город – особое духовное
пространство, где всё приобретает символическое и психологическое значение.
б) Петербург Гоголя – это мир невероятных происшествий,
абсурда, будничной фантастики.
в) Вымышленный город Калинов («Гроза» Островского)
изображён подробно и многосторонне. Калинов противоречив. С одной стороны –
это прекрасное место на берегу Волги. С другой – жизнь в городе, где господствуют
«жестокие нравы», ужасна. Красоту природы хозяева города подчинить себе не
способны.
г) Москва 20-х гг. – город, где происходят плутовские
похождения Воланда и его свиты, прибывших с «ревизией» нового мира.
Город в произведениях русских писателей – не фон, на
котором разворачивается действие, а один из героев романа; самостоятельный
художественный образ. Город – метонимия государства; пространственный образ,
имеющий символическое значение.
|
Мотив сна в русской литературе
|
Какую функцию выполняет сон Петра Гринёва (А.С. Пушкин
«Капитанская дочка») и кто из русских писателей обращался к изображению
сновидений?
|
В.А. Жуковский «Светлана», А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
(сон Татьяны Лариной), И.А. Гончаров «Обломов» («Сон Обломова»), Н.Г. Чернышевский
«Что делать?»(сны Веры Павловны), Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
(сны Раскольникова).
|
Сам Пётр Гринёв называет увиденный им сон «пророческим».
Множество мелких деталей связывает сон с реальным будущим: это, например,
«чёрная борода» вожатого, о которой впервые будет упомянуто сразу после
описания сна, и слова бродяги, обращённые к хозяину постоялого двора («а
теперь заткни топор за спину: лесничий ходит»), и требование «поцеловать
ручку» государя-мужика в качестве присяги. И так же, как во сне, – множество
мёртвых тел близких герою людей. Сон Гринёва – аллегория будущих событий, их
пророческая схема.
Сновидения издавна использовались в художественной
литературе для создания таинственной атмосферы, мотивировки поступков
персонажей, передачи их эмоционального состояния (психологизма). Со времён
древнерусской литературы сны предупреждали об опасностях, служили знамениями,
оказывали помощь, наставляли, давали отдых и одновременно искушали,
испытывали, ставили перед выбором. Сновидения выполняют ретроспективную и
прогностическую функции, участвуют в создании хронотопа произведения. Они
вбирают в себя все три времени: показывают картины прошлого, настоящего и
будущего, раздвигая тем самым пространственно-временные границы текста. Сны
могут выполнять функцию памяти. Таким образом, сновидения в произведениях
художественной литературы полифункциональны.
|
Тема отечественной истории в русской литературе
|
Кто из русских поэтов обращался к теме русской истории и в
чём их произведения сопоставимы со стихотворением А. Блока «На поле
Куликовом»?
|
М. Лермонтов «Бородино», С. Есенин «Русь Советская», А.
Ахматова «Реквием», А. Твардовский «Василий Тёркин».
|
Вовлечённость героев в круговорот социально-исторических
событий; высокое чувство ответственности за всё происходящее на земле; любовь
к родине; тема исторического пути, вера в могущество России и способность к
возрождению; единство лирического героя (героини) и родины; взаимосвязь пути
поэта и пути России; историческое осмысление современности; философия
истории; взаимосвязь прошлого и настоящего России; лирический герой
(героиня): поэт, воин, патриот; исторические параллели; художественная
образность.
|