ФИО |
Характерные
черты / Отражённые темы
|
Примеры |
Пушкин
Александр Сергеевич |
1. Личная свобода
оказывается самой главной ценностью жизни, только такая свобода оказывается
благом не только для самого поэта, но и для общества в целом.
2. Любовь и вдохновение,
любовь и творчество. Романтические образы.
3. Впервые заявил, что
поэт пророк, его дар – божественный дар.
4. «Друг» — это обращение для Пушкина означает высшую степень доверия и
любви. Дружба – великая нравственная идея.
5. В пейзажной лирике важен не только и не столько пейзаж, сколько те
настроения и мысли, которые он рождает в душе поэта. Например, эпитеты с
семантикой печали часто сопровождают пейзажную лирику Пушкина Михайловского
периода: «двор уединенный, печальным снегом занесенный», «наша ветхая лачужка и
печальна, и темна» |
Вольность.
К Чаадаеву («Любви, надежды, тихой славы...»). Деревня Песнь о вещем
Олеге.
Узник. «Свободы сеятель пустынный...». К морю. «Я помню чудное
мгновенье...»
19 октября (1825 г.). Арион. Пророк. И.И. Пущину. «Мой первый друг, мой
друг бесценный...») «Во глубине сибирских руд...» Поэт. Анчар. «На
холмах Грузии...».
Зимнее утро. «Я вас любил...». Поэту. Бесы. «Пора, мой друг, пора».
«Вновь я
посетил...». Из Пиндемонти. «Я памятник себе воздвиг... » |
Лермонтов
Михаил Юрьевич
|
1. Обостренное и
необычайно отчетливо и ярко выраженное чувство личности.
2. Лирический герой
становится организующим началом во всей лирике поэта, облекается устойчивыми
чертами, едиными свойствами личности, психологическим единством, единством
жизнепонимания. Психологизм.
3. Поэзия Лермонтова —
поэзия конфликта и дисгармонии. Романтическое двоемирие.
4. Внутренний закон
личности лирического героя — стихийная, не уничтожимая и не исчезающая
внутренняя активность.
5. Лирический герой Лермонтова — герой трагический,
страдающий. Страдание представляется неотъемлемой частью жизни, и наделенность
страданием — знак причастности к жизни. Страдать значит чувствовать («радости —
муки»).
Ряд наиболее значимых и характерных для поэзии
Лермонтова мотивов (тем):
1. Одиночество. Это
мотив — сквозной, центральный для лермонтовской поэзии, и, пожалуй, ни у
одного из русских поэтов он не занимал такого места и не вырастал в такой
всеобъемлющий образ. Его герой одинок среди людей («... некому руку
подать...»), ему нет места среди «бесчувственной» толпы и «бездушного» «света»
(«Как часто, пестрою толпою окружен...»), он оказывается лишним на родине, ибо
она «страна рабов, страна господ», он одинок в целом мире, мир является ему
«пустыней», а если он и населен («шумный град» в «Пророке»), то герой
изгоняется из него («В меня все ближние мои / Бросали бешено каменья»). Мотив
изгнания и близкий ему мотив странничества, скитаний, бесприютности (в
«Тучах» «вечные странники», «тучки небесные», уподобляются изгнаннику,
лирическому герою) естественно связан с мотивом одиночества. Мотив одиночества
связан с мотивом трагической избранности.
2. Тема родины. Любовь к
Родине — любовь «странная», нерассудочная и необъяснимая («за что, не знаю
сам»), но тем более сильная.
3. Тема поэта. Лермонтов
исследует прежде всего ситуацию отношений поэта и общества.
4. Мотив свободы
и воли. Для него свобода — главный принцип бытия
личности и главный критерий ценности жизни вообще. В отличие от декабристов и
раннего Пушкина у Лермонтова почти нет стихов, посвященных идее политической и
гражданской свободы. Его свобода тотальна и дана как постоянное и мощное
требование личности, взывающее к действию, борьбе, мятежу.
5. Поэт не принят и не понят обществом. Конфликт художника и
толпы.
У Лермонтова отсутствуют специфически политические темы, но это приводит
не к уничтожению общественной тематики, а, напротив, к расширению сферы
гражданского — гражданственной становится практически вся поэзия Лермонтова. |
Парус.
Смерть поэта. Бородино. «Когда волнуется желтеющая нива...». «Прощай, немытая
Россия...». Дума. Поэт («Отделкой золотой блистает мой кинжал...»). «Как часто
пестрою толпою окружен...». «И скучно и грустно...». «Есть речи —
значенье...». «Воздушный корабль». Родина. «Нет, не тебя так пылко я
люблю...». Утес. «Выхожу один я на дорогу...». Пророк
|
Некрасов
Николай Алексеевич
|
1. Необычайный для лирики
предмет изображения (жизнь и судьба крестьянина-ямщика, крепостной девушки,
проститутки, нищего разночинца) потребовал нелирического воплощения — сюжетного
повествования, рассказа.«Я
лиру посвятил народу своему»—
эта строка из «Элегии» 1874 года воспринимается как эпиграф ко всему его
творчеству.
Образ страдающего
русского народа.
2. Наделяет «своих» героев голосом.
3. Жизнь и смерть тесно переплетены.
4. Позиция автора-наблюдателя,
изучающего, сострадающего, негодующего, но не принадлежащего к тому народному
миру, который он изображает.
5. В образе матери для
Некрасова сконцентрированы самые высокие чувства — любовь, самоотречение,
жертвенность и одновременно самые мучительные страдания, самая полная беззащитность.
6. Продолжатель
традиций гражданской лирики, декабристского решения темы.
7. Поэт Некрасова
противопоставлен элегическому одаренному судьбой свободному счастливцу I пол XIX века,
как гражданскому образу пророка, призванного «глаголом жечь сердца людей».
8. Лирическому герою свойственны мучительные
воспоминания о страданиях матери и сестры, ненависть к мучителям, чувство стыда за то,
что принадлежит к этому миру «угнетателей», чувство вины за недостаток сил («Мне
борьба мешала быть поэтом, / Песни мне мешали быть борцом»), боль из-за
невозможности слияния с народом («Элегия»:«Увы,
не внемлет он — и не дает ответа...»). Отношения в любви, поэтическое
служение, отношение к народу — все становится личным. Это создает ощущение
предельной искренности и эмоциональной силы лирики Некрасова.
9. Образ Музы — трагический, роковой. |
В
дороге, Тройка, Родина, «Еду ли ночью по улице темной...», «Вчерашний день
часу в шестом...», На улице, «Блажен незлобивый поэт...», Муза («Нет, Музы
ласково поющей и прекрасной...»), Зеленый шум, Размышления у парадного
подъезда, «В полном разгаре страда деревенская...», Памяти Добролюбова,
Н.Г.Чернышевский, Утро, Элегия («Пускай нам говорит изменчивая мода...»).
Железная дорога |
|