Главная » Статьи » Мои статьи

К ЕГЭ по литературе!!!
ФИО Характерные черты / Отражённые темы
Примеры
Пушкин Александр Сергеевич

1. Личная свобода оказывается самой главной ценностью жизни, только такая свобода оказывается благом не только для самого поэта, но и для общества в целом.

2. Любовь и вдохновение, любовь и творчество. Романтические образы.

3. Впервые заявил, что поэт пророк, его дар – божественный дар.

4. «Друг» — это обращение для Пушкина означает высшую степень доверия и любви. Дружба – великая нравственная идея.

5. В пейзажной лирике важен не только и не столько пейзаж, сколько те настроения и мысли, которые он рождает в душе поэта. Например, эпитеты с семантикой печали часто сопровождают пейзажную лирику Пушкина Михайловского периода: «двор уединенный, печальным снегом занесенный», «наша ветхая лачужка и печальна, и темна»

Вольность. К Чаадаеву («Любви, надежды, тихой славы...»). Деревня  Песнь о вещем Олеге. Узник. «Свободы сеятель пустын­ный...». К морю. «Я помню чудное мгновенье...» 19 октября (1825 г.). Арион. Пророк. И.И. Пущину. «Мой первый друг, мой друг бесценный...») «Во глубине сибирских руд...» Поэт. Анчар. «На холмах Гру­зии...». Зимнее утро. «Я вас любил...». Поэту. Бесы. «Пора, мой друг, пора». «Вновь я посетил...». Из Пиндемонти. «Я памятник себе воздвиг... »

Лермонтов Михаил Юрьевич

1. Обостренное и необычайно отчетливо и ярко выраженное чувство личности.

2. Лирический герой становится органи­зующим началом во всей лирике поэта, облекается устойчивыми чертами, едиными свойствами личности, психологическим единст­вом, единством жизнепонимания. Психологизм.

3. Поэзия Лермонтова — поэзия конфликта и дисгар­монии. Романтическое двоемирие.

4. Внутренний закон личности лирического героя — стихийная, не уничтожимая и не исчезающая внутренняя активность.

5. Лирический герой Лермонтова — герой трагический, страдаю­щий. Страдание представляется неотъемлемой частью жизни, и наделенность страданием — знак причастности к жизни. Страдать значит чувствовать («радости — муки»).

Ряд наиболее значимых и характерных для поэзии Лермонтова мотивов (тем):

1. Одиночество. Это мотив — сквозной, центральный для лермон­товской поэзии, и, пожалуй, ни у одного из русских поэтов он не занимал такого места и не вырастал в такой всеобъемлющий образ. Его герой одинок среди людей («... некому руку подать...»), ему нет места среди «бесчувственной» толпы и «бездушного» «све­та» («Как часто, пестрою толпою окружен...»), он оказывается лиш­ним на родине, ибо она «страна рабов, страна господ», он одинок в целом мире, мир является ему «пустыней», а если он и населен («шумный град» в «Пророке»), то герой изгоняется из него («В меня все ближние мои / Бросали бешено каменья»). Мотив изгна­ния и близкий ему мотив странничества, скитаний, бесприютно­сти (в «Тучах» «вечные странники», «тучки небесные», уподобля­ются изгнаннику, лирическому герою) естественно связан с мо­тивом одиночества. Мотив одиночества связан с мотивом трагической избранности.

2. Тема родины. Любовь к Родине — любовь «странная», не­рассудочная и необъяснимая («за что, не знаю сам»), но тем более сильная.

3. Тема поэта. Лермонтов исследует прежде всего ситуацию отно­шений поэта и общества.

4. Мотив свободы и воли. Для него свобода — главный принцип бытия личности и главный критерий ценности жизни вообще. В отличие от декабристов и раннего Пушкина у Лермонтова почти нет стихов, посвященных идее политической и гражданской свободы. Его свобода тотальна и дана как постоянное и мощное требование личности, взывающее к действию, борьбе, мятежу.

5. Поэт не принят и не понят обществом. Конфликт художника и толпы.

У Лермонтова отсутствуют специфически политические темы, но это приводит не к уничтожению общественной тематики, а, на­против, к расширению сферы гражданского — гражданственной становится практически вся поэзия Лермонтова.

Парус. Смерть поэта. Бородино. «Когда волнуется желтеющая нива...». «Прощай, немытая Россия...». Дума. Поэт («Отделкой зо­лотой блистает мой кинжал...»). «Как часто пестрою толпою окру­жен...». «И скучно и грустно...». «Есть речи — значенье...». «Воздуш­ный корабль». Родина. «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Утес. «Выхожу один я на дорогу...». Пророк
Некрасов Николай Алексеевич

1. Необычайный для лирики предмет изображения (жизнь и судь­ба крестьянина-ямщика, крепостной девушки, проститутки, нище­го разночинца) потребовал нелирического воплощения — сюжет­ного повествования, рассказа.«Я лиру посвятил народу своему»— эта строка из «Элегии» 1874 года воспринимается как эпи­граф ко всему его творчеству.

Образ страдающего русского народа.

2. Наделяет «своих» героев голосом.

3. Жизнь и смерть тесно переплетены.

4. Позиция автора-наблюда­теля, изучающего, сострадающего, негодующего, но не принадле­жащего к тому народному миру, который он изображает.

5. В образе матери для Некрасова сконцентрированы са­мые высокие чувства — любовь, самоотречение, жертвенность и одновременно самые мучительные страдания, самая полная безза­щитность.

6. Продолжатель традиций граж­данской лирики, декабристского решения темы.

7. Поэт Некрасова противопоставлен элеги­ческому одаренному судьбой свободному счастливцу I пол XIX века, как гражданскому образу пророка, при­званного «глаголом жечь сердца людей».

8. Лирическому герою свойственны мучительные воспоминания о страданиях матери и сестры, ненависть к мучителям, чувство стыда за то, что при­надлежит к этому миру «угнетателей», чувство вины за недостаток сил («Мне борьба мешала быть поэтом, / Песни мне мешали быть борцом»), боль из-за невозможности слияния с народом («Элегия»:«Увы, не внемлет он — и не дает ответа...»). Отношения в любви, поэтиче­ское служение, отношение к народу — все становится личным. Это создает ощущение предельной искренности и эмоциональной силы лирики Некрасова.

9. Образ Музы трагический, роковой.

В дороге, Тройка, Родина, «Еду ли ночью по улице темной...», «Вче­рашний день часу в шестом...», На улице, «Блажен незлобивый поэт...», Муза («Нет, Музы ласково поющей и прекрасной...»), Зеленый шум, Размышления у парадного подъезда, «В полном разгаре страда деревен­ская...», Памяти Добролюбова, Н.Г.Чернышевский, Утро, Элегия («Пус­кай нам говорит изменчивая мода...»). Железная дорога
Категория: Мои статьи | Добавил: rainbow (10.06.2013)
Просмотров: 477 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Меню сайта
Форма входа
Категории раздела
Сайт учителя русского языка и литературы Васильевой М.А.
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0