Тютчев
Фёдор Иванович
|
1. В течение всей жизни
писал по существу об одном — о природе и человеке в соотношении с природой.
2. Природа для Тютчева –
это всегда детали и знаки целостного мира; слово «природа» у него и значит
«мир», «мирозданье», «космос»
3. Лирику Тютчева обычно
называют философской: картины природы вызывают глубокие и напряженные раздумья
о жизни и смерти, мироздании и человечестве, о «темном корне бытия» (Вл.
Соловьев).
4. Изображение у Тютчева
слито с мыслью, а мысль всегда насыщена сильным и страстным переживанием.
5. Философская идея Тютчева
— всегда художественная, то есть образная.
6. Природа одухотворена,
наделена душой и сознанием. Она обладает способностью не только к чувству и
движению (весенний гром грохочет, «как бы резвяся и играя», вешние воды «бегут,
и блещут, и гласят...», майские дни «толпятся весело»), но и к высшим духовным
проявлениям, возможным только для сложной и развитой психики.
7. Жизнь человека для
Тютчева всегда на грани исчезновения, небытия:«Бесследно все — и так легко не
быть!».
8. Лирическое «я» отгорожено от остального мира.
9. В любовной лирике женщина становится полноправным участником любви, это и необычайно развитый психологизм
и диалектика чувства героев.
10. Стилевые
особенности: множество архаизмов, обыденно-разговорные, «непоэтические» слова,
усиление восклицательной или вопросительной формой; эпитеты многообразны и
многофункциональны («Лениво дышит полдень мглистый...», «Тени сизые
смесились...», «таинственно-волшебные
думы»). |
Полдень.
Весенние воды. Silentium. Осенний вечер. «О чем ты воешь, ветр ночной?..».
«Тени сизые смесились...». «Как океан объемлет шар земной...». Цицерон.
Предопределение. «О, как убийственно мы любим...» «Она сидела на полу...».
«Весь день она лежала в забытьи...»
|
Фет
Афанасий Афанасьевич
|
1. Поэзия, воспевающая красоту и неповторимость каждого
мгновения человеческой жизни, единство природы и человека, личности и
мироздания:
И как в росинке чуть
заметной
Весь солнца лик ты
узнаешь,
Так слитно в глубине
заветной
Все мирозданье ты
найдешь. («Добро и зло»)
2. Функции пейзажа универсальны:
это и просто зарисовки («Вечера и ночи»), и целостная картина мироздания
(«Тихая звездная ночь»), и
крошечная деталь привычного мира («Кот поет, глаза прищуря»).
3. Мир полон
шорохов, звуков, которые человек с менее утонченной душой не услышит («плачась,
комар пропоет / Свалится плавно листок»).
4. Стихи о любви
импрессионистичны; трудно определить адресата. В центре внимания сам лирический
герой.
5. Моцартианство – особый, эстетский тип творчества. |
«Одним
толчком согнать ладью живую...». «На заре ты ее не буди...». «Кот поет, глаза
прищуря...». «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер...». «Сияла ночь. Луной
был полон сад...». «Шепот, робкое дыханье...» |