"Серебряный
век"
|
Характеристика в целом:
1. Интерес к вечным вопросам: смысл жизни отдельного человека
и человечества; загадка национального характера и истории России; мирское и
духовное; человек и природа.
2. Интенсивный поиск новых художественных средств выразительности;
появление нереалистических методов — модернизма (символизм,
акмеизм), авангардизма (футуризм).
3. Тенденции к взаимопроникновению литературных родов друг в
друга, переосмысление традиционных жанровых форм и наполнение их новым
содержанием.
4. Обращение ко всей мировой художественной культуре
прошлого.
5. Стремление к консолидации и объединению.
6. Космизм, жизнеустройство, жизнетворчество.
7. Стремление выстроить жизнь по законам искусства. |
Блок
Александр Александрович
|
1. Лирический герой
проходит эволюцию; претворенный в образах отрока, инока, отшельника, рыцаря
Прекрасной Дамы, с огромным напряжением ждет великой встречи.
2. Влияние философии Вл. Соловьёва.
3. Лирический герой как
истинный романтик устремлен в мистическую даль.Мистицизм.
4. Стиху
Блока присуща музыкальность, метафоричность языка.
5. Апокалиптические
образы. Символические символы.
4. Кроме социальной темы
появляется еще и урбанистическая.
5. Тема Родины проходит через все творчество Блока. Говорит о
невозможности жизни без России. |
«Предчувствую
Тебя. Года проходят мимо...», «Девушка пела в церковном хоре...». Осенняя воля.
Русь. Россия. Незнакомка. «О весна, без конца и без краю...». «О доблестях, о
подвигах, о славе...». На поле Куликовом. На железной дороге. Коршун. «О, я
хочу безумно жить...». «Грешить бесстыдно, непробудно...». Пушкинскому дому
(«Имя Пушкинского Дома...»
|
Маяковский
Владимир Владимирович
|
1. Лирический герой стихов
раннего Маяковского — бунтарь-романтик, бросающий вызов целому миру, одержимый
духом протеста. Он одинок. Это страдающий и способный к состраданию человек.
2. Лирический герой
Маяковского ощущает себя частицей массы одушевленных революцией людей. Для него
революция — «благословенная!».
3. Провозглашал
пророческую миссию художника — видеть то, чего не видит никто («где глаз
людей обрывается куцый»).
4. Словотворчество.
5. Позиция поэта
граждански ответственна и нравственно высока, ибо он «народа водитель» и
одновременно «народный слуга». Поэт, по представлению Маяковского, такой же
труженик, как и рабочий: «поэзия та же добыча радия». Это тяжелая и
опасная работа, но она необходима Родине.
6. Основным объектом
сатиры в лирике Маяковского становятся мещанство и бюрократизм («О дряни» 1921,
«Прозаседавшиеся» 1922).
7. Герои сатирических стихов разоблачаются изнутри, чему помогает
«свободный стих», передающий богатство интонаций — от скрытой иронии до прямой
издевки. |
Послушайте!
Нате! «Я сразу смазал карту будня...» Лиличка! Ода революции. Левый марш.
Приказ по армии искусства. Хорошее отношение к лошадям. О дряни.
Прозаседавшиеся. Разговор с фининспектором о поэзии. Необычайное приключение,
бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче. Письмо товарищу Кострову из
Парижа о сущности любви. Во весь голос
|
Есенин
Сергей Александрович
|
1. Искренность,
исповедальность, автобиографичность. Народно-песенная основа. Его жизнь —
поэзия, в которой борются, как и в душе поэта, земное и небесное, вечное и
преходящее, старое и новое, город и деревня. В художественном мире Есенина
одушевляется природа, оживляется все неживое, а человек наделяется природными
характеристиками (растительными и животными). Метафорический язык, символика
цвета создают богатство поэтического мира есенинской лирики.
2. В синтаксисе избегал
усложненности, тяготел к стройности и простоте, предпочитая естественное
течение стиха, «совпадение фразы и строки».
3. Первые стихи –
ориентация на православие, крестьянскую культуру и опора на национальные
культурные традиции (Сборник стихов «Радуница»).
4. Образ Родины,
особенно в ранних стихах, связан с русской деревней, с родной рязанской землей,
а разлука с ней придает стихам особую лиричность и теплоту. Родина – это «край
любимый».
5. Земное и небесное,
человеческое и природное проникают друг в друга, сливаясь в единое целое. Именно так в крестьянском сознании природа,
родина неотделимы от жизни человека.
6. Природа одухотворена
в поэтическом мире Есенина. Русь не статична, все в ней находится в движении.
7. Важным выразительным
средством оказывается цвет. Это естественные природные цвета. Голубой и синий —
цвета неба; малиновый — цвет заката; золотой — цвет солнца и колосящегося поля
пшеницы.
8. Лирическое творчество Есенина едино, это роман, в котором главный
герой сам поэт. Его переживания, мысли, потери и обретения, любовь и бурные
страсти, родная природа и родительский «низкий дом с голубыми ставнями» — все
становится темой стихов, все пронизано лирической интонацией. |
«Край
любимый! Сердцу снятся...», «Гой ты, Русь, моя родная...». «Запели тесаные
дроги...». Песнь о собаке. «Я последний поэт деревни...». «Я покинул родимый
дом...». «Не жалею, не зову, не плачу...». Русь советская. Русь уходящая.
Письмо матери. Письмо к женщине. «Мы теперь уходим понемногу...». Персидские
мотивы. «Отговорила роща золотая...». «Спит ковыль. Равнина дорогая...». Собаке
Качалова. «Неуютная жидкая лунность...»
|
Ахматова
Анна Андреевна
|
1. Ранняя лирика А.
Ахматовой почти полностью сосредоточена на любовных переживаниях лирической
героини. («Сжала руки над темной вуалью» 1911)
2. На раннем этапе
лирический герой способен любить, сохранять гордость и достоинство в самых,
казалось бы, безвыходных и унизительных ситуациях. Объект любовного чувства
героини – демон, порой «равнодушный, наглый и злой», но обладающий
неизъяснимым обаянием:«О как
ты красив, проклятый!»
3. Библейские образы.
4. Отождествление себя и народа. В годы
Великой Отечественной войны А. Ахматова пишет стихи «Клятва» (1941), «Мужество»
(1942), в которых выражается общее для всего народа чувство. «Я» заменяется на
«мы»: «Мы детям клянемся, клянемся могилам, / Что нас покориться никто не
заставит!» (1941). Гражданское, патриотическое чувство согревает все творчество
поэтессы. Никакие невзгоды личной судьбы не поколебали его.
5. Неприятие сталинизма. |
«Я
научилась просто, мудро жить...». Сероглазый король. «Сжала руки под темной
вуалью...». «Когда в тоске самоубийства...». «Не с теми я, кто бросил
землю...». «Небывалая осень построила купол высокий...». Творчество. Клятва.
Мужество. Приморский сонет. Родная земля
|
Пастернак
Борис Леонидович
|
1. Сложные ассоциации,
необычные метафоры могут быть восприняты не сразу в силу своей многозначности,
опосредованности.
2. Метафора Пастернака
построена на соединении несоединимого.
3. Тема природы
аккумулирует все основные особенности его художественной манеры.
4. «Цель творчества —
самоотдача».
5. Философское начало. |
«Февраль.
Достать чернил и плакать...», «Весна, я с улицы, где тополь удивлен...».
Гамлет. Август. Зимняя ночь. Рассвет. «Во всем мне хочется дойти до самой
сути...». Ночь. Единственные дни
|
Цветаева
Марина Ивановна
|
1. Недосказанность,
лаконизм.
2. Экспрессивный
синтаксис. Стихи эмоциональны, образность сложна и субъективна. Часто
стихотворение строится на оригинальном взаимодействии звука и смысла, значения
слова и его структуры, семантики и морфологии. И. Эренбург: «…необычайно острое ощущение
притяжений и отталкиваний слов, поспешность ритма, который передает учащенное
биение сердца, композицию стихов и поэм, похожую на спираль, — так потрясенный
человек, как бы обрывая мысль, снова к ней обращается, не к ней самой, а к
смежной».
3. Элитарность, поэтому
ее мало понимали.
4. Античные образы.
5. Образы земли, семени.
6. Мотив конфликта с отечеством. |
«Моим
стихам, написанным так рано...». Встреча с Пушкиным. «Уж сколько их упало в
бездну...» Стихи к Блоку. «Другие с очами и личиком светлым...» Владимиру
Маяковскому. «Русской ржи от меня поклон...» Стихи к Чехии. Стихи о Москве.
Психея
|
Твардовский
Александр Трифонович
|
1. Военная тема.
2. Тема социального строительства.
3. Простые конструкции, лаконизм.
4. Ориентация на народного читателя.
5. Песенное начало.
6. Стихи имели сюжет. Правдоподобие.
7. Лирический герой – человек из народа, рядовой
солдат, внешне ни чем не отличающийся. |
Памяти
матери, «Я убит подо Ржевом», «Я знаю, никакой моей вины», поэмы «Путь к социализму»,
«Страна Муравия», «Василий Тёркин», «За далью — даль», «По праву памяти» |
|