Тема
|
Автор
|
Произведение
|
Дружба
|
А.Пушкин
|
«19
окт 1825» В
Михайловском, во «мраке заточенья», поэт одинок, но его воображение «товарищей
зовет», а мысль о них согревает время разлуки.Кюхельбекера П. называет «мой
брат родной по музе, по судьбам»
«Пущину» «Мой первый друг, мой друг
бесценный!/ И я судьбу благословил,/Когда мой двор уединенный,/Печальным
снегом занесенный,/Твой колокольчик огласил»
Няню П.
называет «подругой дней моих суровых», а возлюбленную «друг
прелестный»
|
Б.Окуджава
|
«Возьмемся
за руки друзья» «Возьмемся за руки друзья, /Чтоб не пропасть поодиночке»
|
В.Высоцкий
|
«Песня о
друге»(Если друг оказался вдруг)«Пусть он в связке в одной с
тобой-/Там поймешь, кто такой» «Значит, как на себя самого/Положись на
него»
|
Свобода
|
А.Пушкин
|
Ода «Вольность» «Хочу
воспеть свободу миру,/На тронах поразить порок!»
«К
Чаадаеву» Свобода- это возможность реализации «души прекрасных
порывов»
«Узник» «Мы
вольные птицы,/ пора, брат, пора»
|
М.Лермонтов
|
«Узник» «Отворите мне темницу,/Дайте мне
сиянье дня»
«Парус»
(вечное духовное беспокойство, вечный поиск и тревогу рождает стремление к
свободе)
|
Любовь
|
А.Пушкин
|
«Я вас
любил», «На холмах Грузии», «Я помню чудное мгновение»(К***).
Любви все возрасты покорны:
«Мне не к лицу и не по летам…
Пора, пора мне быть умней!
Но узнаю по всем приметам
Болезнь любви в душе моей»
«Признание»
|
Ф.Тютчев
|
Любовь -
максимальная близость людей, «союз души с душой родной» и неравная
борьба; «съединенье», «слиянье», «сочетание» и –«поединок роковой» («Предопределение»)
|
А.Фет
|
Стихи о
любви импрессионистичны, в центре внимания сам лирический герой. «Шепот,
робкое дыханье» - 12 строчек рисуют картину страстного любовного свидания
от первых секунд поздним вечером до расставания на рассвете.
|
В.Маяковский
|
«Лиличка!»
- взволнованный лирический монолог, в котором выражается безоглядное любовное
чувство героя ст. Любовная тема продолжает развитие в ст. «Письмо
товарищу Кострову из Парижа о сущности любви». «Письмо Татьяне
Яковлевой»- любовное интимное переживание переводится в план
социально-политический. В любовной лирике очевидна эволюция Маяковского
от лирического поэта к поэту-трибуну, гражданину.
|
А.Ахматова
|
Как
правило, А. фиксирует нюансы мыслей, чувств отвергнутой женщины, понимающей,
что вместе с возлюбленным, от нее уходит сама жизнь.
«Я сбежала, перил не касаясь,
Я сбежала за ним до ворот,
Задыхаясь, я крикнула:
«Шутка, все что было,
Уйдешь, я умру!»
Улыбнулся, спокойно и жутко,
И сказал мне: «Не стой на ветру»
«Сжала руки под темной вуалью»
Любовь у А. превращается в поединок сильных личностей (ст. «Он любил»,
«А я думал, я тоже такая», «Тебе покорной? Ты сошел с ума!»)
В сборнике «Четки» появляются стихи, повествующие о преодолении
любовной тоски, о понимании того, что жизнь прекрасна, бесконечна,
непостижима, что природа и бог могут врачевать незарастающие раны любви:
«Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться богу.
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.»
«Я научилась просто, мудро жить»
|
М.Лермонтов
|
«Молитва»-
лирический герой молится не за себя, («не за свою молю душу пустынную»)а за
возлюбленную.
«Нищий»- любовь приносит не радость, а боль и страдания:
«Так я молил твоей любви,
С слезами горькими, с тоскою,
Так, чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!»
|
|