Природа
|
А.Пушкин
|
«Кавказ»,
«Зимнее утро», «Осень», «Бесы», «Зимняя дорога», «Зимний вечер» - пейзаж служит средством раскрытия
душевного состояния поэта.
|
Ф. Тютчев
|
Природа
означает «мир, мирозданье» (цельный образ)
«И гам
лесной, и шум нагорный—
Все
вторит весело громам!»
«Весенняя
гроза»
Природа у
Т. одухотворена, наделена душой и сознанием. Об осеннем вечере:
«Та
кроткая улыбка увяданья,
Что в
существе разумном мы зовем
Божественной
стыдливостью страданья».
Природа и
человек связаны между собой («Как океан объемлет шар земной», «Silentium!»)
|
А.Фет
|
Фет
воспевает красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни,
единство природы и человека,личности и мирозданья.
«И как в
росинке чуть заметной
Весь
солнца лик ты узнаешь,
Так
слитно в глубине заветной
Все
мирозданье ты найдешь.»
«Добро и
зло»
Фет
научился видеть разнообразную, полную высокого значения жизнь в каждой
травинке и листочке и стремится поделиться своими наблюдениями со всем
миром:
«Рассказать,
что солнце встало,
Что оно
горячим светом
По
листам затрепетало.
Рассказать,
что лес проснутся.
Весь
проснулся, веткой каждой.
Каждой
птицей встрепенулся
И
весенней полон жаждой»
«Я
пришел к тебе с приветом»
|
Б.Пастернак
|
Природа,
вечность- это отсчет, критерий всех поступков и чувств.
Поэт
преклоняется перед загадочной прелестью зимы:
«И
белому, мертвому царству,
Бросавшему
мысленно в дрожь.
Я тихо
шепчу: «Благодарствуй!
Ты
больше, чем просят, даешь».
«Иней»
|
М.Лермонтов
|
«Когда
волнуется желтеющая нива»- единение человека и природы
|
Одиночество
|
М.Лермонтов
|
«И
скучно, и грустно» Поэт одинок среди людей - «и некому руку
подать», ему нет места среди толпы и света – «как часто пестрою толпою
окружен». «Выхожу я один на дорогу» «Парус»
|
В.Маяковский
|
Ст. «Скрипка
и немножко нервно» продолжает тему одиночества, безразличия друг к другу
и разобщенности людей, тему поэта и его миссии, взаимоотношений поэта и
толпы, поднятую в «Послушайте!». «Хорошее отношение к лошадям»
- поднимается тема одиночества и непонимания человеком человека. Трогательная
история об упавшей лошади - это только повод рассказать читателю о самом
себе, о своей «звериной тоске». Плачущая лошадь - своеобразный двойник
автора:
«Деточка
Все мы
немножко лошади,
Каждый
из нас по-своему лошадь»
Также
поднимается тема поэта и толпы :
«Смеялся
Кузнецкий,
Лишь
один я
Голос не
вмешивал в вой ему»
|
М.Цветаева
|
«Тоска
по родине! Давно…»
|
Изгнание
|
М.Лермонтов
|
«Тучки» «вечные странники», «тучки
небесные» уподобляются изгнаннику, лирическому герою.
|
Ф.Тютчев
|
«Вот
бреду я вдоль большой дороги/ В тихом свете гаснущего дня»
|
Н.Некрасов
|
«Кому на
Руси жить хорошо»
|
Творчество
|
А.Фет
|
Творчество
– процесс подсознательный, это безотчетные порывы души
«Не знаю
сам, что буду
Петь -
но только песня зреет»
«Я
пришел к тебе с приветом»
|
Б.Пастернак
|
Творчество
– процесс подсознательный. В соавторство с поэтом вступает вселенная (ст. «Определение
поэзии», «Февраль. Достать чернил и плакать»)
Высшая
сложность жизни - простота. Простота поэтических формулировок при глубине
смысла. Это декларирует одно из известнейших его ст:
«Во всем
мне хочется
Дойти до
самой сути:
В
работе, в поисках пути,
В
сердечной смуте.
Все
время схватывая нить
Судеб,
событий.
Жить,
думать, чувствовать, любить,
Свершать
открытья.»
Связь поэта
и времени в ст. «Ночь»:
«Не спи,
не спи художник,
Не
предавайся сну,
Ты вечности
заложник
У
времени в плену»
|
М.Цветаева
|
Чувствует
сопричастность высокой поэзии, обращается к Державину, Пушкину, Блоку в своих
ст. не потому, что считает себя равной им, а потому, что считает себя
единомышленницей, служит тому же великому и испепеляющему искусству, что и
они:
«Я знаю:
наш дар неравен,
Мой
голос впервые – тих.
Что вам,
молодой Державин,
Мой
невоспитанный стих!»
«Никто
ничего не отнял»
|
Тема поэта
и поэзии/ Назначение поэта
|
М.Лермонтов
|
«Смерть
поэта», «Поэт» - тема поэта и толпы
«Но
скучен нам простой и годный твой язык
Нас
тешат блестки и обманы»
|
А.Пушкин
|
«Я
памятник себе воздвиг», «Пророк», «Поэт»
|
Н.Некрасов
|
Создает
образ своей «неласковой и нелюбимой Музы, Печальной спутницы
печальных бедняков».
Поэт не
отделяется от толпы:
«Я от
костей твоих и плоти,
Остервенелая
толпа»
«Зачем
меня на части рвете?»
|
А.Фет
|
Истинная
поэзия - это умение претворить страдание в радость, понять других людей и
разделить с ними чувства, увидеть красоту и бесконечность мира:
«Дать
жизни вздох,
Дать
сладость тайным мукам,
Чужое
вмиг почувствовать своим,
Шепнуть
о том, о чем я зык немеет,
Усилить
бой бестрепетных сердец-
Вот чем
певец лишь избранный владеет,
Вот в
чем его и признак, и венец!»
«Одним
толчком согнать ладью живую»
|
В.Маяковский
|
В поэме «Облако
в штанах» М. провозглашал пророческую миссию художника – видеть то, чего
не видит никто(«где глаз людей обрывается куцый»). В стране
Советов поэзия должна встать в строй созидателей новой реальности:
«Светить
всегда!
Светить
везде!
До дней
последних донца»
«Невероятное
приключение…»
Возможности
искусства безграничны («Рифма поэта - и ласка, и лозунг, и штык, и кнут»
- ст. «Разговор с фининспектором о поэзии»)
Поэма «Во
весь голос. Первое вступление в поэму» - участие в строительстве новой жизни
утверждается как главное достоинство поэзии и основной критерий оценки ее
уровня. Подводит итог своего творчества, поэт обращается к потомкам,
заглядывает в «коммунистическое далеко»
|
А.Твардовский
|
«Вся
суть в одном - единственном завете»
Центральная
мысль ст.- право творца на абсолютную свободу.
«О том,
что знаю лучше всех на свете,
Сказать
хочу. И так, как я хочу»
|
|