Художественный метод = литературное направление = литературное течение
▼
Совокупность основных
особенностей литературного творчества, повторяюшаяся в каком-либо
периоде исторического развития литературы; принципы, которыми
руководствуется писатель, обобщая в художественных образах явления жизни |
Основные признаки
литературного направления |
Представители
литературы |
Классицизм - XVIII - начало XIX века |
1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве.
2) Гармония содержания и формы.
3) Цель искусства - нравственное воздействие на воспитание благородных чувств.
4) Простота, стройность, логичность изложения.
5) Соблюдение в драматическом произведении правила "трех единств": единство места, времени, действия.
6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами.
7) Строгая иерархия жанров:
"высокие" - эпическая поэма, трагедия, ода; "средние" - дидактическая
поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; "низкие" - басня,
комедия, фарс. |
П. Корнель, Ж. Расин,
Ж. Б. Мольер,
Ж. Лафонтен (Франция); М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков,
Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин (Россия) |
Сентиментализм - XVIII - начало XIX века |
1) Изображение природы как фона человеческих переживаний.
2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма).
3) Ведущая тема - тема смерти.
4)
Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается
второстепенное значение); изображение души простого человека, его
внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны.
5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть. |
Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия);
Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М. Карамзин (Россия) |
Романтизм - конец XVIII - XIX век |
1) "Космический пессимизм" (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации).
2)
Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной
действительностью; идея "эскапизма" (бегство романтического героя в
идеальный мир)
3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии).
4)
Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым
внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души.
5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах. |
Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. Г. Байрон, В. Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия); В. Гюго (Франция);
В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов (Россия) |
Реализм - XIX - XX век |
1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности.
2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах).
3) Герои - не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы.
4) Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы.
5) Живой разговорный язык; разговорная лексика. |
Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия);
Стендаль, О. Бальзак (Франция);
А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (Россия) |
Натурализм - последняя треть XIX века |
1) Стремление к внешне точному изображению действительности.
2) Объективное, точное и бесстрастное изображение реальности и человеческого характера.
3) Предмет интереса - быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности.
4) Идея отсутствия "плохих" сюжетов и недостойных тем для художественного изображения
5) Бессюжетность некоторых художественных произведений. |
Э. Золя, А. Хольц (Франция);
Н. А. Некрасов "Петербургские углы",
В. И. Даль "Уральский казак", нравоописательные очерки
Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитана, М. Е. Салтыкова-Щедрина (Россия) |
Модернизм. Основные направления:
• Символизм
• Акмеизм
• Имажинизм
Авангардизм.
• Футуризм
|
Символизм - 1870 - 1910 годы |
1) Символ - главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов.
2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм.
3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений).
4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья.
5) Искусство как интуитивное постижение мира.
6) Музыкальная стихия - праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха.
7) Внимание к аналогиям и "соответствиям" в поисках мирового единства
8) Предпочтение лирических стихотворных жанров.
9) Ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность).
10) Собственное мифотворчество. |
Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция);
М. Метерлинк (Бельгия); Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус,
В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт,
А. А. Блок, А. Белый (Россия) |
Акмеизм - 1910-е годы (1913 - 1914) в русской поэзии |
1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления.
2) Предназначение искусства - в облагораживании человеческой природы.
3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений.
4) Ясность и точность поэтического слова ("лирика безупречных слов"), камерность, эстетизм.
5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама).
6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму).
7) Изображение предметного мира, земной красоты. |
Н. С. Гумилев,
С. М. Городецкий,
О. Э. Мандельштам,
А. А. Ахматова (раннее тв-во),
М. А. Кузмин (Россия) |
Футуризм - 1909 г. (Италия), 1910 - 1912 гг. (Россия) |
1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир.
2) Опора на новейшие научные и технологические достижения.
3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж.
4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста.
5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество.
6) Поиск новых ритмов, рифм.
7) Установка на произносимый текст (декламация) |
И. Северянин, В. Хлебников
(раннее тв-во), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. В. Маяковский
(Россия) |
Имажинизм - 1920-е годы |
1) Победа образа над смыслом и идеей.
2) Насыщенность словесных образов.
3) Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания |
Одно время к имажинистам принадлежал С.А. Есенин |
|