Главная » Статьи » Мои статьи |
Анализ типичных ошибок, допускаемых учащимися в процессе выполнения тестов ЕГЭ по русскому языку, показывает, что одним из наиболее слабых мест является выполнение заданий, связанных со знанием грамматических норм русского языка. В настоящей статье хотелось бы обратить внимание на типовые задания, которые чаще всего встречаются в тестах ЕГЭ. Так, знание учащимися грамматических норм проверяется в трех заданиях: · А4 – морфологические нормы; · А5 – синтаксические нормы (построение предложений с деепричастным оборотом); · А6 – синтаксические нормы (нормы согласования, управления; построение сложноподчиненных предложений и т.п.). Рассмотрим подробнее типы ошибок, встречающихся в этих заданиях. Задание А4. Образование форм слов различных частей речи1. Образование форм числительных.Прежде всего необходимо обратить внимание на собирательные числительные (двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро), которые употребляются только в следующих случаях: · С существительными, обозначающими лиц мужского пола (двое друзей, трое братьев). !!! Ни в коем случае их НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими лиц женского пола (двое подруг, трое сестер).· С существительными дети, люди, а также с существительными, обозначающими названия детёнышей животных (четверо детей, семеро козлят, трое зайчат). !!! Ни в коем случае их НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими взрослых особей животных (двое волков, трое медведей).· С существительными, имеющими форму только множественного числа и обозначающими названия парных или составных предметов (двое саней, четверо ворот, семеро суток). · Числительное оба (обоих, обоим, обоими) употребляется только с существительными мужского рода (оба брата, на обоих столах), а числительное обе (обеих, обеим, обеими) – только с существительными женского рода (обе сестры, по обеим сторонам). Кроме этого, в задании А4 часто встречаются словосочетания с ошибками в употреблении падежных форм целых и дробных числительных. Чтобы видеть подобные ошибки, важно помнить, что: · У сложных числительных при склонении изменяются обе части (пятьюстами (т.п.), семьюдесятью (т.п), о восьмистах (п.п.), шестисот (р.п.). · При склонении составных числительных изменяется каждое слово (двум тысячам пятистам семидесяти трем (д.п.), тремя тысячами шестьюстами восьмьюдесятью девятью (т.п). · Числительные сорок, девяносто, сто при склонении имеют лишь две формы: и.п. и в.п. – сорок, девяносто, сто, остальные падежи – сорока, девяноста, ста. · При склонении дробных числительных изменяются все слова, при этом числитель изменяется как соответствующее целое число, а знаменатель – как прилагательное во множественном числе (двух (каких?) третьих; трем (каким?) седьмым). · Числительные полтора (ж.р. – полторы) и полтораста в именительном и винительном падежах имеют указанную форму, а во всех остальных падежах – форму полутора и полутораста (полторы недели (и.п.), полутора недель (р.п.), полтораста километров (и.п.), полутораста километрами (т.п.). 2. Образование форм различных степеней сравнения прилагательных.Очень часто в задании А4 встречаются примеры, в которых допущены ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных. Чтобы научиться их видеть, необходимо помнить следующее: !!! НЕЛЬЗЯ ни в коем случае смешивать простую и составную формы степеней сравнения!!!Так, к примеру, рассмотрим образование степеней сравнения прилагательного красивый: Грубой ошибкой будет следующее формообразование: более красивее, самый красивейший. 3. Образование форм глагола.Анализ тестов ЕГЭ показывает, что в плане образования форм глагола важно обращать внимание на следующие моменты: · Образование форм повелительного наклонения некоторых глаголов: !!! Формы повелительного наклонения этих глаголов необходимо ЗАПОМНИТЬ!!!· В форме множественного числа повелительного наклонения возвратных глаголов употребляется постфикс -сь: · Глагол класть употребляется только без приставки, однокоренные с ним глаголы с корнем -лож- – только с приставкой (положить, выложить, переложить и др.). 4. Образование форм деепричастий.При обнаружении ошибок, связанных с формой деепричастий, необходимо помнить, что: · деепричастия несовершенного вида образуются от основы инфинитивов несовершенного вида с помощью суффиксов -а, -я (читать – читая, решать – решая); · деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитивов совершенного вида с помощью суффиксов -в, -вши (прочитать – прочитав, решить – решив); · НО: иногда деепричастия совершенного вида образуются от основы будущего времени с помощью суффиксов -а, -я (прочтут – прочтя, найдут – найдя). 5. Образование форм местоимений.Если в задании А4 встречаются примеры, в которых есть местоимения, то важно обращать внимание на такой момент: · притяжательное местоимение их имеет только эту форму. !!! Грубой ошибкой считается прибавление к нему падежного окончания прилагательного (ихний, ихняя)!!!6. Образование форм существительных.Что касается образования форм имен существительных, то этот момент является одним из самых сложных. Это связано с тем, что нет каких-либо определенных правил для запоминания написаний окончаний существительных и.п. мн. ч. (директор – директора; бухгалтер – бухгалтеры) и р.п. мн. ч. (мандарины – мандаринов, партизаны – партизан; вафля – вафель, ружье – ружей, басня – басен). Но, несмотря на это, есть некоторые моменты, на которые, на наш взгляд, стоит обратить внимание: · существительные, обозначающие название овощей и фруктов, в основном в форме р.п. мн. ч. имеют окончание -ов (томатов, апельсинов). НО: яблок; · существительные, обозначающие название национальностей, в основном в форме р.п. мн. ч. имеют нулевое окончание (армян, башкир, грузин, осетин, туркмен, молдаван). НО: монголов, якутов, таджиков и некоторые др.; · существительные, обозначающие название парных предметов, в основном в форме р.п. мн. ч. имеют нулевое окончание (ботинок, бот, брюк, погон, шорт, эполет). НО: носков, гольфов, клипсов; · существительные ж. р. на -ня в форме р.п. мн. ч. имеют нулевое окончание (пустыня – пустынь, голубятня – голубятен, монахиня – монахинь, басня – басен); · существительные ср. р. на -ье в большинстве своем в форме р.п. мн. ч. имеют окончание -ий (селенье – селений, побережье – побережий, раздумье – раздумий). НО: платьев, устьев и некоторые другие; · в некоторых случаях окончания существительных в и.п. ед. ч. служат для разграничения лексического значения слов (политические лагери – туристические лагеря, рыцарские ордены – нагрудные ордена, пропуски уроков – предъявить пропуска). Знание всех вышеописанных грамматических норм русского языка и типов ошибок, связанных с их нарушением, необходимо для успешного выполнения задания А4 ЕГЭ-2006. Задание А5. Построение предложений с деепричастным оборотомВыбирая правильное продолжение предложения, начинающегося с деепричастного оборота, следует учитывать, что действие, о котором идет речь в обороте, является добавочным по отношению к основному действию, речь о котором идет в сказуемом. Следовательно, как основное, так и добавочное действие должно выполняться одним и тем же лицом. Поэтому прежде всего очень важно обращать внимание на наличие подлежащего (существительного или местоимения в и.п). Но еще раз подчеркиваем: субъект, названный в подлежащем, должен выполнять оба действия. Сравним два предложения: 1. Выбирая стиль одежды, подчеркивается индивидуальность. В обоих предложениях есть подлежащее. Но при этом в 1-м предложении подлежащее индивидуальность не может выполнять действие, о котором идет речь в деепричастном обороте (индивидуальность не может выбирать стиль одежды). Следовательно, в этом предложении содержится грамматическая ошибка. Во 2-м предложении подлежащее я выполняет и основное действие, заключенное в сказуемом советуюсь, и добавочное, заключенное в деепричастии выбирая. Значит, это предложение не содержит грамматической ошибки. Важно также обращать внимание на то, что субъект, выполняющий оба действия, может быть формально не выражен. Речь в данном случае идет об определенно-личных и неопределенно-личных предложениях. !!! Этот подразумеваемый субъект должен выполнять оба действия!!!Сказуемое в таких предложениях может быть выражено глаголом в одной из трех форм. в форме повелительного наклонения (Приехав в Москву, обязательно сходите на Красную площадь); в форме инфинитива в значении повелительного наклонения (Приехав в Москву, нужно сходить на Красную площадь); в форме 1-го или 2-го лица изъявительного наклонения (Приезжая в Москву, обязательно идем на Красную площадь). Подлежащее мы легко восстанавливается и относится как к сказуемому, так и к деепричастию. Таким образом, все вышесказанное можно представить в виде следующей таблицы:
| |
Просмотров: 1294 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |