Название этапа сюжета |
Краткая характеристика |
Пример |
Экспозиция (пролог) |
Изображение расстановки
персонажей и обстоятельств в литературном произведении, непосредственно
предваряющей развертывание основного сюжетного действия. Экспозиция не
влияет на ход последующих событий в произведении, а только мотивирует
действие. Типы экспозиции (в зависимости от места в произведении)
- прямая;
- задержанная;
- обратная. |
В трагедии У. Шекспира "Ромео и
Джульетта" - сцена Джульетты-девочки с няней, когда Ромео перед первой
встречей с Джульеттой рассказывает своему другу Меркуцио о прежней любви |
Завязка |
Начало конфликта, составляющего
основу сюжета, исходный момент, определяющий последующее развертывание
действия художественного произведения.
Типы завязок:
- мотивированная;
- немотивированная (неожиданная, придающая остроту).
Место завязки в литературном произведении:
- в начале;
- в конце. |
Немотивированная, неожиданная
завязка в романе Н. Г. Чернышевского "Что делать?" Завязка в конце худ.
произведения - поэма Н. В. Гоголя "Мертвые души" |
Развитие действия |
События, совершаемые в
художественном произведении от завязки до кульминации, развитие сюжетных
линий; постепенное нарастание конфликта. |
Приезд Скалозуба, падение Молчалина с лошади, разговор Чацкого с Софьей, в котором тот называется себя сумасшедшим |
Кульминация |
Высшая точка напряжения в
развитии действия художественного произведения, когда особенно ярко
проявляется сюжетный конфликт, цели героев и их внутренние качества. Все
развитие конфликта стремится к кульминации, после которой наступает
развязка; иногда развязка совпадает с кульминацией. В художественном
произведении возможно несколько кульминаций. |
Сцена наказания татарина за побег в рассказе Л. Н. Толстого "После бала" |
Развязка |
Положение действующих лиц,
которое сложилось в худ. произведении в результате развития изображенных
в нем событий; итоговая сцена, добавляющая последние штрихи к
характерам действующих лиц.
Виды развязки:
- естественная (логичное выражение завязки);
- ложная.
Виды развязки (в зависимости от развития сюжета):
- внезапная;
- логически вытекающая из развития действия.
Виды развязки (в зависимости от художественной манеры писателя):
- единая с кульминацией;
- отдельная от кульминации |
Естественная
развязка - "Вишневый сад" А. П. Чехова. Ложная развязка - "Воскресение"
Л. Н. Толстого. Внезапная развязка - "Метель" А. С. Пушкина. Развязка
логически вытекающая из развития действия - "Человек в футляре" А. П.
Чехова. Развязка единая с кульминацией - "Ревизор" Н. В. Гоголя.
Развязка отдельная от кульминации - "Тарас Бульба" Н. В. Гоголя |
Послесловие (эпилог) |
Заключительная часть произведения.
Типы эпилогов:
- непосредственное обращение писателя к читателю (автор
высказывает какие-либо обобщающие суждения, благодарит за внимание,
просит о благосклонности);
- развернутые "событийные" (сообщают сведения о дальнейшей судьбе действующих лиц после изображаемых событий). |
Развернутый "событийный" эпилог
в "Войне и мире" - Л. Н. Толстого - изображение жизни Безуховых и
Ростовых через восемь лет после войны 1812 года. |