Главная » Статьи » Мои статьи |
В категории материалов: 49 Показано материалов: 41-49 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 |
Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Просмотрам
Упражнения 1. Найдите неполные предложения и восстановите пропущенные члены. И Таня входит в дом пустой, где жил недавно наш герой. ...Таня дале; Старушка ей: «А вот камин; здесь барин сиживал один... Вот это барский кабинет; здесь почивал он, кофий кушал, приказчика доклады слушал и книжку поутру читал...» (А.С. Пушкин) Ответ. Таня (идет) дале... Старушка (говорит) ей... 2. Найдите в составе сложноподчиненных предложений части, являющиеся неполными предложениями, и выделите их. Ты толерантен, если не сжимаешь кулаки, когда тебе противоречат. Ты толерантен, если можешь понять, почему тебя так ненавидят или так назойливо и хлопотливо любят, и можешь простить все это и тем и другим. Ты толерантен, если способен разумно и спокойно договариваться с разными людьми, не задевая их самолюбия и в глубине души извиняя их за непохожесть на тебя. Апологет – человек, готовый превозносить понравившуюся ему однажды идею даже тогда, когда жизнь показала ее ложность, расхваливающий правителя, какие бы ошибки он ни совершал, славословящий политический режим, какие бы безобразия ни творились при нем в стране. Апологетика – занятие довольно смешное, если делается по глупости, и гнусное – если по расчету. (С.Жуковский) Ответ. 1) ...если способен разумно и спокойно договариваться с разными людьми, не задевая их самолюбия и в глубине души извиняя их за непохожесть на тебя; 2) ...если делается по глупости; 3) ...если по расчету. Все остальные придаточные предложения, в которых нет подлежащего, – полные односоставные. |
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ТЕСТ ПО СИНТАКСИСУ 1. Укажите словосочетание со связью согласование: 1) интересоваться живописью 2) пятая неделя 3) предложить сесть 4) думать об отдыхе 2. Укажите словосочетание со связью примыкание: 1) весьма любопытно 2) ощутить тепло 3) приближающееся лето 4) ждать у окна 3. Укажите определённо-личное предложение: 1) Иногда ночью нас поднимали по тревоге. 2) Взбираемся потихоньку на гору и с вершины катимся в овраг. 3) Почти совсем рассвело. 4) Страна рыбаков, ярких цветов и птиц, тонких душевных песен. 4. Укажите простое предложение, осложнённое вводной конструкцией: 1) Поменьше говори, побольше услышишь. 2) Испуг по поводу пустой, на мой взгляд, болезни по-прежнему чувствовался во всей семье. 3) Разве ты не хочешь, персиянка, увидать далёкий синий край? 4) На проводе висела лампочка, скупо румянившая побелённые стены. Скачать задание |
Упражнения 1. Выделите сказуемые в безличных предложениях. Об этом жильце надо бы рассказать подробней, потому что в первую очередь подозрения пали на него. Но упали они немного позднее, примерно через час, а в тот момент он стоял у подъезда, слушал музыку и был вне подозрений. Впрочем, стоял он понуро... Вдруг он расправил плечи, более гордо поднял голову и пошел прямо к нам. Однако подойти к нам было непросто. (Ю.Коваль) 2. Найдите в тексте односоставные предложения. Определите тип каждого из них, выделите сказуемое. Так как мама вечно возится со стиркой, воды ей требуется всегда очень много, а крана во дворе у нас нет. И мама, и Маруся, и я должны добывать воду на далеких задворках одного из соседних домов, чтобы налить доверху ненасытную бочку. Принесешь четыре ведра, и в глазах зеленеет, и ноги и руки дрожат, а нужно нести пятое, шестое, седьмое, иначе придется идти за водою маме, а от этого мы хотим избавить ее – я и Маруся. (К.Чуковский) 3. Найдите неправильные утверждения. 1) В односоставных предложениях не может быть сказуемого, выраженного глаголом в условном наклонении. 2) В неопределенно-личном предложении сказуемое обязательно выражено глаголом в форме множественного числа. 3) Бывают односоставные предложения с главным членом – сказуемым, в которых нет глаголов. 4) В определенно-личных предложениях легко восстанавливается подлежащее – личное местоимение 1-го, 2-го или 3-го лица. 5) В безличных предложениях глагол-сказуемое не может употребляться в форме множественного числа. 6) Если в предложении нет подлежащего, а сказуемое выражено глаголом в форме женского или мужского рода ед. ч. прош. вр., это предложение двусоставное неполное. 4. Найдите в тексте: а) односоставное неопределенно-личное предложение; б) односоставное безличное предложение. 1) Труднее всего было в шумерском письме изображать абстрактные понятия, имена собственные, а также различные служебные слова и морфемы. 2) В этом помогал ребусный принцип. 3) Например, знак стрелы использовали не только для слова стрела, но и для слова жизнь, звучавшего так же. 4) Постоянно применяя ребусный принцип, шумеры закрепили за некоторыми знаками уже не конкретное значение, а звуковое чтение. 5) В результате возникли слоговые знаки, которые могли обозначать некоторую короткую последовательность звуков, чаще всего слог. 6) Таким образом, именно в Шумере впервые сформировалась связь между звучащей речью и написанными знаками, без которой невозможна настоящая письменность. |
Упражнения 1. Выделите сказуемые в безличных предложениях. Об этом жильце надо бы рассказать подробней, потому что в первую очередь подозрения пали на него. Но упали они немного позднее, примерно через час, а в тот момент он стоял у подъезда, слушал музыку и был вне подозрений. Впрочем, стоял он понуро... Вдруг он расправил плечи, более гордо поднял голову и пошел прямо к нам. Однако подойти к нам было непросто. (Ю.Коваль) Ответ. Надо бы рассказать, было непросто подойти. 2. Найдите в тексте односоставные предложения. Определите тип каждого из них, выделите сказуемое. Так как мама вечно возится со стиркой, воды ей требуется всегда очень много, а крана во дворе у нас нет. И мама, и Маруся, и я должны добывать воду на далеких задворках одного из соседних домов, чтобы налить доверху ненасытную бочку. Принесешь четыре ведра, и в глазах зеленеет, и ноги и руки дрожат, а нужно нести пятое, шестое, седьмое, иначе придется идти за водою маме, а от этого мы хотим избавить ее – я и Маруся. (К.Чуковский) Ответ. Принесешь четыре ведра – определенно-личное (или обобщенно-личное). ...чтобы налить доверху ненасытную бочку; в глазах зеленеет, нужно нести пятое, шестое, седьмое, иначе придется идти за водою маме – безличные. 3. Найдите неправильные утверждения. 1) В односоставных предложениях не может быть сказуемого, выраженного глаголом в условном наклонении. 2) В неопределенно-личном предложении сказуемое обязательно выражено глаголом в форме множественного числа. 3) Бывают односоставные предложения с главным членом – сказуемым, в которых нет глаголов. 4) В определенно-личных предложениях легко восстанавливается подлежащее – личное местоимение 1-го, 2-го или 3-го лица. 5) В безличных предложениях глагол-сказуемое не может употребляться в форме множественного числа. 6) Если в предложении нет подлежащего, а сказуемое выражено глаголом в форме женского или мужского рода ед. ч. прош. вр., это предложение двусоставное неполное. Ответ. 1, 4. 4. Найдите в тексте: а) односоставное неопределенно-личное предложение; б) односоставное безличное предложение. 1) Труднее всего было в шумерском письме изображать абстрактные понятия, имена собственные, а также различные служебные слова и морфемы. 2) В этом помогал ребусный принцип. 3) Например, знак стрелы использовали не только для слова стрела, но и для слова жизнь, звучавшего так же. 4) Постоянно применяя ребусный принцип, шумеры закрепили за некоторыми знаками уже не конкретное значение, а звуковое чтение. 5) В результате возникли слоговые знаки, которые могли обозначать некоторую короткую последовательность звуков, чаще всего слог. 6) Таким образом, именно в Шумере впервые сформировалась связь между звучащей речью и написанными знаками, без которой невозможна настоящая письменность. Ответ. а) – 3); б) – 1). |
Нормы ударения Колебание ударения у существительных * Существительные м.р. на –лог, называющие неодушевленные предметы, имеют ударение на последнем слоге (эпил`ог, катал`ог, некрол`ог, но ан`алог), а называющие лиц по роду занятий – на средней части слов (физио`лог, антроп`олог). * Приставочные существительные чаще имеют ударение на приставке: з`асуха, `отзыв, `отсвет, з`аговор, но: догов`ор, пригов`ор. * Сложные существительные с частью –провод имеют ударение на последнем слоге: трубопров`од, нефтепров`од. * Существительные ж.р. на –ота: * А) ударение на окончании, если они образованы от прилагательного: глухот`а, слепот`а, немот`а; * Б) ударение на основе, если образованы от глагола: лом`ота, дрем`ота, зев`ота. * Слова, заимствованные из французского языка, сохраняют ударение на последнем слоге: шофёр, кварт`ал, диспанс`ер, парт`ер, жалюз`и. Колебание ударения у прилагательного * У полных прилагательных есть тенденция к перемещению ударения на суффикс или окончание: тигр`овый, заводск`ой, кедр`овый, опт`овый, но: сл`ивовый, гр`ушевый. * В прилагательных с суффиксом –ист- ударение перемещается на этот суффикс: бархат`истый, камен`истый, мускул`истый, но нав`аристый, сос`удистый. * В кратких прилагательных ударение падает на окончание у прилагательных ж.р., в других формах – на основу: б`оек, бойк`а, б`ойко, б`ойки. То же самое в кратких формах страдательных причастий (пр`инят – принят`а) и глагольных формах прошедшего времени (брал – брал`а – бр`али). Скачать документ |
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Синтаксические нормы. Задание 1 Исправьте предложения, изменив в них порядок слов. Ты не встретила в театре одноклассников разве? 2. Новую дали почитать книгу мне. 3. Он очень вел себя плохо на уроке снова. 4. Очень стихи выразительно читает он. 5. По поводу неуспеваемости собрание проводили мы. Задание 2 Найдите и исправьте ошибки, связанные с порядком слов. Исправьте и другие речевые ошибки. 1. Теперь вновь вернемся к обозначению усталости Бондаревым в романе. 2. Парламент по очереди заслушал всех министров. 3. Не только надо относиться друг к другу с добротой. Так же надо относиться и к природе. 4. В самом начале рассказа мне очень понравилось, как Куприн описывал раннее утро, прохладное и росистое. 5. Он поступил в больницу после вызова бригады скорой помощи в тяжелейшем состоянии. 6. Времена прошли те давным уже давно. 7. Парфюмерию и косметику качественную принимаем на реализацию. 8. Ищет модель для стрижки ученица парикмахера в Риге. 9. Праздничное настроение создает весеннее убранство дома. Скачать задания |
Основные проблемы, поставленные авторами текстов части «С» ЕГЭ. Человек и общество. Проблема несправедливости социального устройства общества.В чём заключается смысл жизни человека? Проблема воспитания. Что влияет на формирование личности? Проблема формирования духовно развитой личности. Какова истинная цель обучения? Каким должен быть хороший учитель (ученик)? Проблема значимости труда (образования) в жизни человека. Какое влияние оказывает личность на ход истории? Проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом. Что такое свобода? Какого человека можно назвать свободным? Проблема патриотизма. Что такое подлинный и что такое мнимый патриотизм? Человек и природа. Проблема бездумного, жестокого отношения человека к миру природы. Как уберечь мир от экологической катастрофы? Проблема жестокости и гуманизма по отношению к животным. Проблема влияния природы на человека. Почему не каждый человек воспринимает красоту природы? Человек и человек. Проблема сложности взаимоотношений людей (гуманное отношение к окружающим людям, равнодушие к судьбе другого человека, нравственная ответственность человека перед другими людьми). Проблема взаимоотношений «отцов» и «детей». Можно ли избежать конфликта поколений? В чём проявляется подлинная любовь родителей к детям (детей к родителям)? Проблема взаимоотношений подростков. Проблема любви и ревности, дружбы и предательства. Человек и культура/искусство. Проблема восприятия искусства. Проблема восприятия красоты. Что такое истинная красота? Что поможет воспитать эстетический вкус человека? Проблема духовности в искусстве. Проблема экологии культуры. Почему следует беречь памятники культуры? Что такое массовая культура? Как массовая культура влияет на человека? Как влияет телевидение на человека? Какова роль книги в жизни человека? Проблема выбора книг для чтения. Почему молодёжь стала меньше читать? Может ли Интернет заменить книгу? Всегда ли полезно скорочтение? Человек и язык/речь. Проблема развития и сохранения русского языка. Что такое хорошая речь? Как сохранить чистоту речи? Проблема засорения речи жаргонными, заимствованными словами. Проблема канцелярита. В чём опасность штампов в нашей речи? Человек и нравственные ценности. Проблема подлинных и мнимых ценностей. Какую роль в жизни человека играет доброта (милосердие, отзывчивость, сострадание)? Что такое благородство? Какие поступки можно назвать благородными? Что такое честь, совесть? Какова роль этих понятий в жизни современного человека? Как сохранить нравственное достоинство? Что такое интеллигентность? Какого человека можно назвать интеллигентным? |
Обособленные определения. Вопросы теории и практики Практически все школьники знают "главное правило русского языка" - необходимо обособлять причастные обороты. Правда, для сдачи экзамена по теории русского языка, этого правила недостаточно. Необходимо заметить, что обособлению подлежат не только причастные обороты (причастия с зависимыми словами), но и обороты с прилагательными. Для этого следует разобрать правило на обособление определений. Для справки: Определение – это второстепенный член предложения, называющий признак и отвечающий на вопросы "какой?", "чей?". В роли определений чаще всего выступают полные прилагательные (большой, красивый) и причастия (улыбающийся, видевший). Определения могут быть одиночными, а могут иметь зависимые слова. Для причастия с зависимыми словами принято название "причастный оборот". Знаки препинания при причастном обороте составляют ядро правил на обособление определений, ими же следует руководствоваться, если рассматривается определение, выраженное прилагательным с зависимым словом. 1. Основное правило: если причастный оборот или прилагательное с зависимыми словами (распространенное определение) стоят после определяемого существительного, то весь оборот обособляется; если же оборот оказался перед определяемым существительным, то обособлять его не следует. Например: Дворец, расположенный напротив дома Золушки, был построен за три месяца. Расположенный напротив дома Золушки дворец построен за три месяца. Принц, красный от смущения, попросил прощения за свою неловкость. Красный от смущения принц просил у Золушки прощения. Следует отметить, что стоящее перед определяемым словом определение может иметь дополнительные оттенки значений, тогда его обособляют; об этом будет идти речь далее. · Наиболее "ошибкоопасным" местом оказывается вторая запятая, которая должна "закрыть" оборот. Её непостановка часто объясняется непониманием сути обособления. Не надо забывать, что при обособлении оборот выделяется из предложения, что достигается постановкой двух запятых – в его начале и в конце. · Если два обособленных определения соединены одиночным союзом "и", то запятая перед ним (т.е. между оборотами) не ставится: Золушка, взволнованная появлением феи и испуганная таким необычным явлением, не в силах была вымолвить ни единого слова. При использовании повторяющегося союза "и" запятая ставится как перед первым, так и перед вторым обособленным определением: Сестры Золушки были ленивые девицы, и не умеющие работать, и не желающие научиться этому. · Если оборот стоит после сочинительного союза И, ИЛИ, НО, но не связан с ним, то он от этого союза отделяется запятой: Принц не чувствовал склонности к управлению королевством и, одаренный разнообразными талантами, занимался только сочинением стихов и романсов. В приведенном примере И не связан с определением к слову "принц", а соединяет два однородных сказуемых, что и отражено пунктуацией. Сам оборот обособлен по правилу, которое будет рассмотрено чуть ниже (пункт 8). · Если оборот стоит после сочинительного союза А, то он не отделяется запятой от союза, если при изъятии оборота из предложения потребуется перестройка всей фразы: Розы растут только в тепле, а помещенные в холод, быстро умирают. · Если внутри обособленного определения стоит вводное слово, то оно обособляется, выделяется запятыми: Мачеха и ее дочки, завидовавшие, по-видимому, красоте девушки, обижали её и заставляли работать.. ВНИМАНИЕ! Когда вводное слово оказывается в самом начале или в самом конце обособленного определения, то вводное слово от оборота запятой не отделяется: Мачеха, по-видимому испугавшаяся гнева супруга – отца Золушки, сразу же согласилась на брак падчерицы и принца. Мы бы обратили ваше внимание еще на одну сложность при выделении обособленного определения, стоящего перед определяемым словом. Дело в том, что границы определительного оборота часто толкуют расширительно. Некоторые пишущие включают в состав оборота и тот член, к которому он относится, а потом еще ошибочно ставят запятую. В результате получаются такие ошибочные фразы: *Приехавший свататься к Золушке принц, был поражен её красотой. Запятая оказалась между подлежащим и сказуемым. Мы бы порекомендовали сначала найти главные члены предложения, а потом думать об осложняющих предложениях конструкциях. Читать далее |
Обособленные определения и пунктуация при них. 1)Я стоял очарованный, не желая нарушать этот мираж. Запятая в предложении не ставится, так как причастие очаровательный является частью составного именного сказуемого. 2) На небе задумчиво замерли лёгкие облака, ещё розовые от заката. Запятая в предложении ставится, так как в предложении есть прилагательное с зависимым словом. 2. Творческая работа. Задание 1 Вставить в предложения обособленные определения, рассказать о пунктуации в этих предложениях. 1) Осенний ветер с воем и свистом налетал из степи, взметал листья (сырой и противный). 2) Из окна виднелось ровное ржаное поле (окутанное серой дождевой дымкой). 3) Пыль неслась по земле (розовая от блеска молний). Задание 2 Составить из двух простых предложений одно с обособленными определениями, рассказать о знаках препинания в этих предложениях. 1) Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке. Нас привезли прямо к гостинице, стоявшей на перекрестке. 2) По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги. Дорога вела к яблоневым садам. По пыльной дороге, ведущей к яблоневым садам, тянулись скрипучие телеги. 3. Объяснительный диктант. Задание: прослушать отрывок из статьи Б. Полевого, определить его стиль, провести словарную работу, записать текст, расставить в предложении знаки препинания. В пригороде Берлина стоит величественный памятник воинам, погибшим при штурме города. Это монумент славы армии, освободившей Европу от фашизма. …На высоком кургане возвышается бронзовая фигура советского солдата. Воин-освободитель попирает разбитую фашистскую свастику. Могучей рукой он держит меч, а другой нежно прислонил к груди спасённую им маленькую девочку. Сержант Николай Масалов был опытным воином, награждённым орденами и медалями, прошедшим войну, сражавшимся за Волгоград, Минск, дошедший до Берлина. Потерявший в войну своих близких, расстрелянных фашистами, Масалов был ранен в горящем, поверженном Берлине, спасая жизнь чужому немецком ребёнку. Стиль речи – публицистический, тип речи – повествование, жанр – газетный очерк. |